Размывание авторства, другие этические вызовы современности и возрастание роли критического мышления в эпоху новых технологий. Проректор по науке Президентской академии Артур Азаров рассказывает о вызовах, с которыми сталкиваются современные исследователи, используя искусственный интеллект, а также описывает пути решения возникающих этических и гносеологических проблем.
— Артур Александрович, насколько, с вашей точки зрения, технологии ИИ важны для российской фундаментальной и прикладной науки?
— На современном этапе технологического развития важность искусственного интеллекта — как для прикладной, так и для фундаментальной науки — стремительно растет. Одним из ключевых аспектов является увеличивающаяся необходимость анализа больших массивов данных и текстов для выявления тенденций и закономерностей. Если раньше у исследователей уходило на такую работу много времени, теперь ее можно сделать практически мгновенно. Благодаря этому высвобождаются ресурсы для разработки моделей, что особенно важно для Президентской академии, учитывая ее вклад в социально-экономическое развитие страны. ИИ позволяет делать научные модели более точными и актуальными, а значит, на их основе можно принимать действительно значимые государственные решения.
— Если раньше научные открытия были напрямую связаны с конкретными именами, то теперь, с использованием ИИ, возникает вопрос: кого на самом деле следует считать творцом, автором, первооткрывателем — человека или машину?
— Один из вызовов современной науки — размывание авторства. Все чаще озвучивается идея: если в прорывном исследовании использовался ИИ, действительно ли это достижение самого ученого? На мой взгляд, такие рассуждения не совсем верны. Искусственный интеллект — это просто инструмент, как калькулятор, микроскоп или даже цифры, которые кто-то когда-то придумал. Он может ускорить или трансформировать исследование, но выработка ключевых идей, постановка задач, интерпретация результатов — работа человека. Исследователь по-прежнему остается центральной фигурой в процессе познания.
— И все же, может ли ИИ, самостоятельно комбинируя известные знания, создавать нечто принципиально новое?
— Давайте вспомним мультфильм «Рататуй», где крыса смешивала продукты и получала неожиданный вкус, кардинально отличающийся от того, что было в ингредиентах. Или возьмем пример из химии — комбинация элементов дает новое вещество. Кажется, ИИ может комбинировать разные данные и создавать что-то новое. Но остается вопрос: это заслуга ИИ или человека, который поставил задачу? Ведь все-таки цель формулирует человек, понимая, к чему стремится. Поэтому как бы ИИ ни развивался, именно ученый, задающий направление, остается в центре процесса.
— В Президентской академии разработан документ, регламентирующий этичное использование ИИ в науке и образовании. Как вы относитесь к этому комплексу проблем, и какими, на ваш взгляд, должны быть ключевые решения?
— С распространением ИИ возникает все больше этических вызовов. Студент может сгенерировать выпускную квалификационную работу, показав ее как собственное достижение, а ученый — написать статью, не вникая в суть. Это создает риск подмены реальных знаний. В нашем документе об этичном использовании искусственного интеллекта ключевым положением является то, что ИИ — это технология. Студент может им пользоваться, и запретить это невозможно — разве что закрыть молодого человека в библиотеке без доступа к интернету, что, очевидно, неприменимо в современной педагогике. Главное — понимание. Если студент не может объяснить, что написал, как сформулировал гипотезу и к каким выводам пришел — значит, он не освоил материал. И наоборот, неважно, использовал он ИИ или нет, если он понимает, что делает, если в голове есть знания. Это и должно быть главным критерием оценки как студентов, так и преподавателей, исследователей.
— Что бы вы порекомендовали студентам, которые хотят развиваться, строить свою карьеру в эпоху искусственного интеллекта?
— Повсеместное распространение ИИ в современном мире ставит перед всеми нами все больше вызовов. Вы уже работаете или скоро выйдете на рынок труда. Системы ИИ, особенно большие языковые модели, все активнее входят в нашу жизнь. Но помните: они нередко дают некорректные ответы, ошибаются. Поэтому особенно важно сохранять критическое мышление. Анализируйте, что вы читаете в новостных лентах, отчетах, научных текстах. Умение мыслить критически — ваш главный навык в XXI веке. Развивайте его — и вы сможете адаптироваться к любым технологическим изменениям.