Нетрадиционное правотворчество
«Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении», – так говорил еще 150 лет тому назад Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. И эта его фраза из тех, что на века! Только в таких мероприятиях и им подобных, как те, которые прошли у нас в рамках курса по правотворчеству, раскрываются настоящие таланты и способности будущих выдающихся ученых, практиков и управленцев.
Мы ошибались, спорили, нам было трудно и поэтому мы росли, – именно так мог начаться какой-нибудь великий роман. Но – это впечатления о пройденных занятиях дисциплины «Правотворчество в системе государственного и муниципального управления» студента Павла Каленского.
«…Это был долгий, не всегда легкий путь в борьбе за знания. Под профессиональным крылом профессора Светланы Бошно мы миллиметр за миллиметром изучали глубины правотворчества, а порой – тонули в них. И чтобы мы не совершили очередной харакири, профессор Бошно предложила нам поиграть в деловые игры.
Первая деловая игра была представлена в формате первого чтения законопроекта «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» на заседании Государственной Думы Российской Федерации. Уже на второй игре мы пошли в суд, в онлайн-суд, где рассматривали иск на оспаривание нормативных правовых актов».
«Быть председателем Государственной Думы РФ было волнительно и ответственно. Представляю, насколько тяжело депутатам при рассмотрении законопроектов в реальной жизни. Ведь порой им приходится рассматривать до десятка документов за один день. На мой взгляд, игры способствовали закреплению знаний, оттачиванию своих ораторских качеств и более четкому пониманию работы депутатского корпуса», – такое мнение выразила студентка Илона Дилбарян.
Так мы выглядели на наших демо-заседаниях
Еще немного отзывов об играх
София Лисенко:
«Много пользы за короткий промежуток времени! В процессе игр возникали нешуточные дебаты, интересные мнения, рождались новые вопросы: почему? как? что делать? Было видно, как непросто даются игры. Мозг получил хорошую пищу».
Оганнес Мусаян:
«В процессе разбора материала Светлана Владимировна использовала деловые игры, которые помогали лучше освоить материал, вникнуть во весь процесс практики и понять сущность материала «изнутри»».
Филипп Ракитин:
«Несмотря на различный уровень подготовки участников деловой игры, их образования, опыта работы и т.д., все задания были выполнены качественно, был проявлен нестандартный и креативный подход в ряде ситуаций».
Ярослав Брюханов:
«Занятия с применением игровых способов изучения юридических наук, правотворчества и государственного управления проявили себя достаточно эффективно и познавательно для каждого поучаствовавшего в них студента группы. Такой метод является легко усваиваемым и надолго запоминающимся».
Сона Агекян:
«Очень удобный, доступный, понятный, последовательный процесс обучения позволил нам не только теоретически изучить этот вопрос, но и в реальности поучаствовать в принятии законопроекта и судебном заседании. Теперь мы имеем четкое представление, как это все должно проходить».
Александр Оголь:
«Наряду с творческими заданиями было много практических, таких как написание иска в Верховный Суд Российской Федерации и экспертное антикоррупционное заключение. Такой практический подход дал фундамент для проведения двух деловых игр, в которых мы учились отстаивать свои позиции и развивали логику».
Салим Шукуров:
«Игры позволили получить практический опыт в анализе нормативных правовых актов, а также поучаствовать в судебном заседании, что является существенным преимуществом в обучающем процессе; позволяет применять в жизни полученные теоретические знания».
Шорникова Анастасия:
«Мне кажется, что весь коллектив ОМ19-1 получил огромное удовольствие от игрового процесса, потребовавшего от каждого из участников максимального внутрикомнатного взаимодействия, конкретного целеполагания, объективного планирования, четкой координации и контроля».
Дугуниев Александр:
«Мне очень понравился творческий подход к проведению семинаров. В ходе одной из деловых игр нами были поняты основные принципы подачи исковых заявлений, а также возможность отстаивания своих прав».
Но и это еще не всё…
Мы взялись за карандаши, краски и кисти, чтобы легким движением руки визуализировать иерархию нормативных актов. Еще никогда правотворчество не было таким креативным и разноцветным.
Некоторые шедевры
Это был яркий курс дисциплины «Правотворчество в системе государственного и муниципального управления». Мы много учились, многое узнавали, порой совершенно ничего не понимали, но скучно нам не было однозначно!
Выражаем благодарность профессору Бошно Светлане Владимировне за то, что верила в наши способности и представила нам правотворчество именно в таком игровом свете.
Группа ОМ-19-1, 2 курс, магистратура