Ежегодная российско-французская конференция ИГСУ открылась в Париже

Октябрь 26, 2018

25 октября в Российском культурном центре на набережной Бранли в Париже начала работу ежегодная международная конференция, посвященная сотрудничеству в сфере образования.

Ставшая уже традиционной, третья встреча экспертов носит название «Российско-французское партнерство: цифровая революция и инновационные образовательные технологии» и посвящена, как видно из названия, новым реалиям университетской жизни. Конференция организована ИГСУ в сотрудничестве с Международной ассоциацией университетских профессоров и доцентов при ЮНЕСКО (IAUPL) и при поддержке посольств России во Франции и Франции в России.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау, обратившись к собравшимся с приветственным словом, отметил значение и символизм конференции для ее организаторов и площадки проведения: «И в истории Академии, и в истории Русского центра в Париже останется тот факт, что именно наша конференция в октябре 2016 года стала первым мероприятием, которое прошло в только что открытом центре». Он поблагодарил Министерство науки и высшего образования и Шивлету Тагирову, руководителя проектного офиса приоритетного проекта «Экспорт российского образования». Несмотря на изменения, происходящие в сфере образования сегодня и вызванные ускоряющимся темпом жизни, распространением новых технологий, появлением новых профессий и отмиранием старых, ценность фундаментального образования резко возрастает. Университеты тоже переживают изменения, сегодня их невозможно представить без академического сотрудничества, совместных исследований, конференций, студенческих обменов, общих программ с ведущими научными и образовательными центрами Европы и мира. «В содействии экспорту национального высшего образования в цифровую эпоху, в расширении университетских контактов мы видим залог дальнейшего успешного развития политического, экономического и гуманитарного сотрудничества России и Франции», — подчеркнул Владимир Мау и предложил считать конференцию открытой.

Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации во Франции Алексей Мешков обратил внимание на то, что провести подобное мероприятие непросто, а сделать его традиционным, с расширяющейся год от года аудиторией – это большой труд. Именно такие и подобные контакты позволяют российско-французским отношениям в образовательной сфере развиваться динамично. Посол напомнил, что между нашими странами «подписано более 500 соглашений, разработано, согласовано и реализуется более 170 совместных программ, их осваивает более 5000 студентов. По частоте соавторства в науке Франция – третья страна в мире, с которой русские пишут статьи». В 2015 году подписано Соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней, в мае этого года подписана двухсторонняя дорожная карта по развитию мобильности, обучению студентов. Важную роль в развитии сотрудничества играет Российско-французский сетевой университет; этот проект открыт для новых вузов-партнеров. Активно развиваются программы с использованием цифровых элементов, поэтому, подчеркнул г-н Мешков, тема конференции особенно актуальна.

Максим Сафонов, заместитель президента Российской академии наук, зачитал обращение Президента РАН Александра Сергеева, в котором также подчеркивались актуальность выбранной организаторами для дискуссии темы и вопросы сотрудничества между университетами в процессе подготовки кадров для современной экономики и в научных исследованиях. В приветственном слове Мишеля Ге, генерального секретаря Международной ассоциации университетских профессоров и доцентов (IAUPL) при ЮНЕСКО, зачитанного Олегом Курбатовым, доцентом Университета Париж-13 CEPN, сказано об общем языке человечества – науке. Г-н Ге назвал ее «сокровищем, которое нужно хранить» и призвал делать это в рамках сотрудничества. Цифровую революцию, по его мнению, следует рассматривать как вызов для стран и цивилизаций, этот вызов требует от нас помнить о ценностях знания и использовать новые возможности для их преумножения.

Директор ИГСУ Игорь Барциц подчеркнул важность контактов в образовательной среде России и Франции, которая доказана всем объемом проделанной совместно работы: растет количество программ двойного дипломирования, ведется согласование содержательной части образовательных модулей, студенты и преподаватели имеют возможность учиться и работать в университетах страны-партнера. Важную роль в этих процессах играют возможности, предоставленные новыми технологиями. Университет – среда социализации, место взросления человека. Студенты приходят в университет с горящими глазами, они будто обращаются к профессору со словами: «Удиви меня!» Поэтому в любом современно организованном, высокотехнологическом процессе незаменимой остается роль преподавателя.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау подчеркнул, что сегодня люди учатся не для того, чтобы получить очередной диплом, «корочку», а для того, чтобы повысить свою квалификацию, стать более конкурентоспособным, получить новые знания. При этом новые знания нужны не только в своей профессии, сегодня наиболее успешные люди часто работают не по специальности. Поэтому, по мнению Владимира Мау, бессмысленно прогнозировать перспективные специальности, следует говорить о непрерывном образовании. И в этом постоянном образовании должны быть обязательные, непреложные блоки, как история КПСС в свое время, как английский язык – современная латынь. Таким must know должна стать цифровая грамотность. Академия будет внедрять цифровое пространство и развивать программы цифровой подготовки независимо от специализации и направления основного образования.

Шивлета Тагирова отметила, что цифровизция позволяет расширить рамки и стирает границы в образовании. Рынок образования становится высоко конкурентной сферой, образование – это пятая статья бюджета. Страны, экспортирующие образование, имеют возможность привлекать в экономику талантливых людей. Россия заинтересована в развитии экспортного потенциала своего образования. Есть запрос и от бизнеса учитывать их интерес в привлечении иностранных студентов. Поэтому появился и развивается Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», цель приоритетно которого увеличение доли несырьевого экспорта России. По расчетам, доход национальной экономики должен увеличиться предположительно в 4,5 раза. Реализация проекта осуществляется совместно с созданным Консорциумом образовательных организаций высшего образования, который насчитывает сегодня 40 членов.

Тьери Гарро, президент Цифрового университета AUNEGE, обратил внимание собравшихся на важность распространения знаний для всех. В это смысле особую значимость приобретают открытые образовательные ресурсы, которые зародились 20 лет назад, когда государство решило создавать виртуальные цифровые кампусы для дистанционного образования. Затем они выросли до тематических цифровых университетов. Нужно и дальше поощрять развитие открытых образовательных ресурсов, привлекать больше пользователей. Среди национальных приоритетов должен оказаться ряд вопросов: упрощение перехода из школы в вуз; развитие курсов/программ для бакалавриата; создание инструментов и технологий для более эффективного обучения в бакалавриате; мониторинг информационных технологий для внедрения в образовательный процесс наиболее подходящих; вовлечение тех сегментов населения, у которых ранее не было доступа к этому массиву данных. Для решения всех этих задач необходимо расширение и укрепление контактов между вузами при сохранении самобытности университетов.

Эрванн Тисон, директор по исследованиям в Институте Сапиенса, считает, нужно понять, какой мир нас ждет и как поставить человека в центр будущего цифрового пространства. Цифра напрямую связывает потребителей и производителей, как результат мы видим радикальные изменения – происходит уберизация всех секторов экономики. На этом фоне образование кажется почти не изменившимся – школьный класс все от же. Но если не меняться, можно погибнуть. Цифра предоставляет возможности, которых раньше не было: преодолеваются границы, стираются различия между столицей и периферией, появляется доступ к самым полным, самым ценным источникам информации, библиотекам. Изменяется мотивация, цифра ставит ученика, студента в центр педагогического процесса. Студенты заинтересованы не просто принять информацию, а связать ее с практикой. Цифра дает возможность обучаться всю жизнь и не чувствовать себя скованным однажды полученной квалификацией. При этом существенно уменьшаются расходы на образование. В то же время сами университеты начинают работать более эффективно, отказываясь от бумажного документооборота и сокращая расходы на администрирование. Должно вырасти и доверие к образованию, когда университеты будут аттестованы через систему подтверждения качества и глубины знаний.

Жан-Франсуа Фиорина из Школы менеджмента Гренобля поддержал эту мысль. По его мнению, бизнес школы должны оказать содействие и обеспечить гарантию качества образования. Цифровизация позволяет иметь неограниченную аудиторию, но технология – это лишь средство достижения целей образования. За технологиями должен стоять грамотный педагог. Современный преподаватель должен не только преподавать и быть исследователем. То, что происходит в научных лабораториях, должно выходить в виде стартапов выходить в экономику. Сегодня, отметил г-н Фиорина, меняется подход к партнерским отношениям – они сочетают в себе сотрудничество и соперничество, что в конечном итоге должно способствовать повышению качества образования.

После пленарного заседания работа конференции продолжилась в формате панельных дискуссий. Участникам предстояло обсудить вопросы становления цифрового государства и роли университетов и академического сообщества в этом процессе, а также развития Российско-Французского университета как инструмента цифрового взаимодействия, включая сотрудничество с бизнесом.

Наиболее яркими и содержательными, по мнению наблюдателей, стали секции «Реформы образования и науки во Франции и России. Онлайн образование и новая модель университета», которую модерировали директор Российско-французского центра ИГСУ Елена Пономаренко и доцент хабилитат Университета Париж-13 Олег Курбатов, и «Цифровое государство и цифровая экономика: роль университетов», вели которую заместитель директора ИГСУ Александр Быстряков и Николай Неновски, профессор университета Пикардии им. Ж.Верна (Амьен). Представители ИГСУ выступили с докладами «Электронное образование в контексте реформ университетов: мир и Россия» (Елена Пономаренко) и «Инновационные финансовые технологии – криптовалюты» (Александр Быстряков).

Основную подготовительную работу по организации конференции, а также приглашение и переговоры с ключевыми спикерами с французской стороны провели Елена Пономаренко и возглавляемый ею Российско-французский центра ИГСУ.

Нравится
Поделиться