Лара Трояновская: если ты действительно хочешь, то можешь сделать абсолютно всё

Ноябрь 12, 2019

Интервью с Ларисой Ильиничной Трояновской – шеф-редактором программы «ОК на связи», соавтором проекта «Тора квест»

Уважаемая Лариса Ильинична, благодарю за согласие уже второй раз за встречу в этом году – за возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и теперь поговорить о роли философии и, может быть шире – о способности человека иметь ценности.

Наша первая встреча состоялась на Всемирной неделе гармонизации межрелигиозных отношений, а теперь приближается день с не меньшей смысловой нагрузкой – Всемирный день философии – похоже, это хороший повод. Итак, Мир велик, мир развивается – его динамики и трансформации актуализируют проблемы переосмысления ответов даже на те из вопросов, которые, казалось, давно получили решение и стали классикой. – Получается, что каждый человек, каждое поколение, заново перескладывает этот ребус и решает загадку – что же это такое Мир, Человек, Ценность и каковы / почему они такие, как представляются? – человек всякий раз заново всматривается в эту причудливую картинку калейдоскопа и пытается ….

Лара, как Вы полагаете, что пытается в этом своем вглядывании / вопрошании понять человек, что различить, а главное, на Ваш взгляд, зачем? Но сперва, если возможно, Вы могли бы несколько слов сказать о себе?

Л.Т.: Меня зовут Лара Трояновская, я – продюсер и шеф-редактор программы «ОК на связи». Я достаточно долго работала на телевидении: например, на программе «Вечерний Ургант» (ее я когда-то запускала). А вообще-то по специальности я историк и работала в архивах, но период этой деятельности пришелся на Нью-Йорк – там я прожила десять лет.

Если рассуждать о моей религиозности и почему я хожу в Московскую хоральную синагогу, здесь все просто – с этой синагогой связано мое детство. Первый раз я попала сюда, когда мне было года три или четыре. Сначала сюда меня водил дедушка, потом папа. Я очень любила сюда приходить – мне нравилась атмосфера, бесконечные толпы людей. Меня, маленькую девочку, завораживало, как пел хор, как все вокруг были странно одеты в белые накидки, как использовали незнакомый мне язык и делали что-то для меня непонятное. Мы приходили на Новый год, часто бывали на Симхат Тора. Мне нравилось наблюдать, как у входа, «на горке», вся улица забита танцующими красивыми юношами и девушками. И я мечтала о том, что когда вырасту, тоже буду там плясать и знакомиться с разными красивыми мальчиками. В общем, с этой синагогой связано все мое детство. А спустя много лет здесь была моя Хупа – ее ставил рав Пинхас Гольдшмидт.

И на этом моя история с МХС не закончилась. Примерно спустя год после Хупы я встретила рав Пинхаса на приеме в Посольстве Израиля, где я тогда работала, и он предложил мне с ним поработать. Я проработала в синагоге около полутора лет – занималась различными культурными проектами, выпускала еврейские календари, писала тексты и сделала первый сайт синагоги.

Мне кажется, на каком-то этапе, наверное, в переходном возрасте, человек впервые заглядывает в бездну перед собой, пытаясь найти ускользающие смыслы.  Переходный возраст – он не только о буйстве и протестах по отношению к родителям и к школе, он ещё и, а может быть, и в первую очередь, о том, каково твоё место в нашей огромной вселенной? Для чего я рождён на этот свет? Что со мной будет? Куда мне идти? Где моя, именно моя дорога?

Размышления на эту тему и делают из подростка взрослого. Хорошо, когда уже в этом возрасте человек находит первоначальные ответы хотя бы на один из этих вопросов.

Но правда в том, что вопросы эти так и будут стоять перед человеком до самой его кончины – и счастлив тот, кто сможет сказать, что выполнил в жизни своё предназначение.

 

В.Ш.: Кстати, Лара, а синагога в тех детских представлениях-переживаниях и синагога сейчас – это как, различия заметны?

Л.Т.: Сейчас это абсолютно другое место. И, мне кажется, в первую очередь, потому что люди, которые сюда ходят, стали более осознанными во всем, что касается традиций иудаизма. То есть, лет 20 назад приходили в синагогу без особого понимания, что они там делают. Не понимали молитвы, не понимали, что нужно делать на том или ином празднике. У меня есть совершенно потрясающая история. Мой папа, выросший в достаточно традиционной семье, когда умер его отец (мой дед), пришел в синагогу на Йом Кипур, потому что друзья деда сказали, что это тот самый день, когда читают поминальную молитву. И он пришел в синагогу… с тортиком. Ну, раз праздник, то надо взять торт… Это, конечно абсурд, точнее – верх абсурда. Но в принципе степень знаний традиций в моем детстве была приблизительно такой. Старики – да, они хорошо знали, что делают, а вот поколение моих родителей уже понятия не имело – их настолько далеко держали от всего религиозного, поскольку это было довольно опасно…

А сейчас люди, которые ходят в синагогу, четко понимают, зачем они это делают – они знают смысл каждого праздника, порядок молитв. Да, им нужна транслитерация и нумерация страниц, но все же они не бездумно читают какой-то текст. И в этом, наверное, основное отличие.

 

В.Ш.: Лара, сегодня Вы реализуете проект, посвященный Торе. И прежде, чем поговорить о горизонтах бытия – границах пространства, границах человека и его мира, – чем эти границы и горизонты и как обеспечены? Если, например, допустить, что слово (мысль) – это не означаемое и означающее, а инструмент, каким человек орудует в природе(ах), среде / пространстве(ах), «удлинняющий его руку», чем тогда будет то, что мы называем «философский вопрос»? Итак, прежде, чем поговорить, есть ли такой феномен как «философский вопрос» – не симулякр ли это, а может и того причудливее – не покемон ли это, не могли бы Вы припомнить, а как все это с Торой у Вас начиналось?

Л.Т.: «Тора Квест» – это вообще, скажем так, проект моей души. Все получилось случайно. Я никогда в жизни не думала, что буду этим заниматься, но у меня было сильное желание однажды прочитать Пятикнижие. – Вот так этот проект и начался…

Однажды моя подруга Люба Бар Сеф из Израиля, с которой тогда мы еще достаточно шапочно были знакомы, подошла на конференции в Вашингтоне и предложила сделать такое: читать Тору, учить ее, придумывать темы, и выпускать видео, в которых рассказывать про каждую недельную главу. Я не думала ни секунды и сказала «да». Это оказалось настолько правильным решением, которое в итоге очень сильно изменило мою жизнь. – Я благодарна каждой секунде работы над «Тора Квестом».

Ну а когда мы уже вовсю занимались «Тора Квестом», у меня возникла мысль, что я так быстро сказала «да» из-за папы, который очень много работал – он был строителем, управляющим большого строительного треста, и построил пол-Москвы. Он говорил все время: «Я выйду на пенсию и буду изучать Тору». Он дожил до 69 лет, на пенсию он так и не вышел, и Тору так и не открыл. Видимо, я должна была как-то продолжить эту историю и, чтобы не получилось так, как у моего отца – это надо делать сейчас, а не откладывать в долгий ящик до пенсии J

Сейчас проект закончился, и я понимаю, насколько он расширил мои границы. Если бы до проекта мне кто-то сказал, что в моем сумасшедшем графике работы у меня будет время читать, сочинять, писать, снимать, придумывать локации, костюмы и так далее – я бы покрутила у виска пальцем. А сейчас, смонтировав последнюю главу, я понимаю, что мы сделали это! Мы отсняли видео по всем главам Торы и ни разу не опоздали с выпуском. Ни разу! Можно сказать, что это чудо. А можно сказать, что это просто действительно новые границы твоих возможностей: если ты действительно что-то хочешь, то ты можешь сделать абсолютно все.

В.Ш.: Если ты действительно что-то хочешь, ты можешь сделать абсолютно все! – Очень сильная, яркая фраза. Лара, ее ведь вполне можно сделать жизненным девизом…

Л.Т.: Сейчас, пожалуй, да, но вот если бы кто спросил меня о моем девизе года два-три назад, я бы ничего подобного не сказала. Сейчас да – могу сказать однозначно: если ты чем-то горишь, то ты это сделаешь, даже если все вокруг считают твою идею совершенно нереальной и невыполнимой. Всё в наших головах – и если мы верим сами в наши идеи, если понимаем их важность, откуда-то берутся ресурсы – деньги, время, помощники, — чтобы осуществить наши самые,  казалось бы, неосуществимые задачи. Я желаю нам всем помнить об этом и безжалостно ломать те самые заборы в наших головах, которые мы сами и ставим, не давая себе заниматься одним или другим, следуя чужим установкам, что «за это не платят денег», «это никому не интересно», «у тебя никогда не получится», «кто ты такой, чтобы этим заниматься». Я часто в последнее время вспоминаю банальную пословицу, которая, между тем, очень помогает избавляться от голосов в голове, останавливающих от мечтаний. «Не боги горшки обжигают», Мы все можем творить! Главное – позволить это себе!

 

В.Ш.: Уважаемая Лара, а из всего спектра многообразных значимостей, какие вопросы и проблемы в обществе начала XXI в. можно, на Ваш взгляд, отнести к философским? Ведь если мир не является статичным – даже такие понятия как «традиционность» и «модернизм», да и собственно понятие «ценность», в каждую эпоху / период имеют свое конкретное содержание – постоянно уточняются объемы понятий (содержание), т.е. мы активно экспериментируем с формо-образованием, аксиоматиками явлений, можно предположить, что в таком мире должно измениться и представление о Философии – она теперь далеко не только практикующая созерцание педагогика. Что она теперь? А может время философии и философствования и вовсе ушло – может она умерла, и в мире остался лишь ее образ, с которым продолжают играть лишь ренегаты? А может в мире уже появилось или скоро появится нечто более возвышенное и привлекательное, чем философия?

Л.Т.: Мы можем называть это философией, а можем придумать другое название. Но люди во все времена размышляют о смысле бытия и о Боге. О том, зачем они попали на эту землю. Это, если можно так сказать, никогда не выйдет из моды. Творческие метания, культура, искусство – всё завязано на поиске смыслов. Кажется, человечество не стало бы разумным, если бы не задумалось однажды над этим вопросом… И каждое поколение по-своему отвечает на этот вопрос, или, по крайней мере, ищет ответы на эти вопросы… Можно сказать, что Тора Квест тоже об этом – о поисках смыслов в нашей жизни, в Торе – книге книг, в еврейском бытии. И наши дети – они ещё школьники, но они ищут ответы не менее мучительно, чем это делали мыслители эпохи Возрождения, или мы – их родители. Это только кажется, что в современной круговерти жизни нет места таким вопросам – слишком много суеты и беготни, – а на деле каждый из нас, в редкую минуту покоя, мучается экзистенциальными вопросами и пытается поменять себя и мир вокруг, понять, зачем он тут.

 

В.Ш.: Уважаемая Лара, в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем. И если мы соглашаемся, что Мир модернизируется – мы экспериментируем не только с формами, но и сознанием, то какие, по Вашему мнению, категории будут определять границы мировосприятия, какие существенные изменения в общественном сознании нынешних постиндустриальных обществ, можно ожидать в ближайшие время – что человеку / человечеству, с одной стороны, удастся решить, а с другой – с какими издержками придется столкнуться? Но прежде, раз уж мы много внимания уделили религиозным аспектам в Вашей жизни, что сегодня для Вас синагога и община?

Л.Т.: Московская хоральная синагога имеет для меня абсолютно ностальгическую ценность. Когда я переступаю ее порог – мне снова, вновь и вновь 12: я поднимаюсь, как тогда, на второй этаж, смотрю сверху на молящихся, слушаю молитвы и пение канторов. В эти моменты моя душа просто улетает… в какие-то другие поднебесные дали…

Что касается общины – раньше я никогда не чувствовала себя членом какой-либо общины, но мне всегда очень хотелось быть частью какого-то еврейского сообщества. После возвращения из Нью-Йорка, у меня долгое время было ощущение, что я никого не знаю и все мне тут чужие. Тем более, что моя работа никаким образом не связана с еврейской жизнью, и мне как-то трудно было вот так запросто познакомиться с кем-то, в том числе и в синагоге.

Но сейчас, благодаря большому количеству мероприятий, организуемых Шаббатов и праздников, у меня расширился и качественно изменился круг общения – я встретила много людей, с которыми с удовольствием провожу время как в синагоге, так и за ее пределами. И мне очень приятно, что когда сейчас я прихожу в Московскую хоральную синагогу, во-первых, люди узнают меня по проекту «Тора квест» (я себя чувствую даже немножечко «селебрити» в отдельно взятой синагоге), а во-вторых, что я встречаю много знакомых людей и чувствую себя частью этого прекрасного общества.

Что же касается быстро изменяющегося мира, то, Вы знаете, вот буквально неделю назад в Лондоне, в старейшей синагоге города, совет раввинов Европы вручил премию CER PRIZE за инновации в сфере IT. 3 проекта получили эту премию, и кстати, с неплохим денежным призом… Более 500 заявок было представлено на конкурс. Как Вы понимаете, эти заявки и эти победители никаким образом не связаны с религией – это сфера компьютеров, это технико-технологические достижения. Но раввины, идя в ногу со временем, понимают важность развития именно этого направления и уже 7 лет подряд выбирают подобные проекты и награждают их, поощряя техническое развитие. Это лишний раз показывает нам, что религиозные институции не устарели, а прогресс и религия – совершенно не противоречащие друг другу вещи.

 

В.Ш.: Спасибо – да: соглашаюсь – воспроизводить моральные ценности и формировать общественно- и личностно-значимые установки – это большой и, как ни крути, весьма технологичный труд, со своей премудростью – помню, как об этом во время нашей прошлой встречи рассуждал досточтимый раввин Зиновий Коган.

Лара, в этом нашем проекте встреч с экспертами, есть вторая краткая часть – блиц, на который не нужно думать, а просто сходу кратко отвечать. Попробуете?

  1. Какова природа Вселенной?

Л.Т.:  Когда я слышу слово «Вселенная», то думаю о том, насколько мы в ней одиноки…

 

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо – в чем его смысл / значение?

Л.Т.: Мне кажется, что Высшая сила существует, и с ней даже можно вести диалог.  А её назначение – «стоять за спиной» и направлять в правильную сторону.

 

  1. Каково место человека во Вселенной?

Л.Т.: На самом деле, оно, это место, не так уж и определенно. Иногда человек преступает границы и тогда природа жестоко ставит его на своё место. Человек – ещё одно животное в ряду эволюции, но научившееся доставлять себе страдание и удовольствие.

 

  1. Что такое реальность?

Л.Т.: У каждого она своя: проживая даже одинаковые события, мы видим их по-разному. Я предпочитаю иногда жить в своих фантазиях.

 

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

Л.Т.:  Его характер, его жизнелюбие, его семья.

 

  1. Что такое добро и зло?

Л.Т.: Весьма относительные понятия…

 

  1. Почему наша жизнь такая, как она есть?

Л.Т.: А какая она? Она такая, как мы о ней думаем, а может делаем…

 

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

Л.Т.: Политика невмешательства.

 

  1. Что такое любовь?

Л.Т.: Любовь – это душевный порыв, движущая сила всего нашего креатива, основа для нежности, заботы и великодушия.

 

  1. Что происходит после смерти?

Л.Т.: Мне хотелось бы верить, что после смерти случится воссоединение с ушедшими ранее. А ещё будет возможность стать ангелом-хранителем для оставшихся любимых на земле.

 

Интервью подготовил:

Шмидт Вильям Владимирович – директор Центра религиоведческих и этнокультурологических исследований и экспертизы Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

 

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться