Вышел новый номер журнала ИГСУ «Государство, религия, церковь» №4 2017

Декабрь 26, 2017

Вышел новый номер журнала ИГСУ «Государство, религия, церковь» №4 2017

Вышел в свет новый номер (#4 2017) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающегося в ИГСУ (РАНХиГС). Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы.

Преподавание религии в школах стало поистине головоломной задачей для современных государств. С одной стороны, они пытаются управлять растущим религиозным разнообразием, вызванным интенсивными миграционными процессами, которое все чаще воспринимается как угроза безопасности и социальному благополучию. С другой стороны, государства заявляют о приверженности концепции прав человека и гарантируют, в том числе, право на свободу совести и свободу вероисповедания. В результате возникает множество различных вариантов религиозного образования. На одном полюсе спектра находится Финляндия с ее 13 программами эксклюзивного конфессионального образования для каждой религиозной группы, а на другом — канадская провинция Квебек с единой, обязательной для всех школьников, инклюзивной программой неконфессионального изучения религии.

До конца 1990-х годов образовательная практика в развитых странах находилась под влиянием процессов секуляризации: религии, все в большей мере ограниченные сферой частной жизни, активно вытеснялись из школьной жизни и учебных программ. Даже в проектах поликультурного образования, ставшего одним из инструментов политики мультикультурализма и нацеленного на воспитание толерантности и подготовку учеников к жизни в полиэтничном обществе, религии уделялось очень мало внимания. Однако возвращение религии в политику и публичную сферу, угроза религиозного экстремизма, в первую очередь, события 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах, общественный резонанс, который они вызвали, привели к пересмотру государственных образовательных программ.

В этом специальном номере мы собрали несколько текстов, затрагивающих всю эту сложную проблематика с разных сторон и с разных позиций.

ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

# 4 2017

Главная тема: Религия и школа в XXI веке: опыт России и Европы

  • Анна Ожиганова. Преподавание религии в школе: поиски нейтральности и «культурные войны». Вводная статья
  • Марианна Шахнович. Религия в школе: современный европейский ландшафт
  • Тим Йенсен. Религиозное образование в государственных школах: важнейшие тенденции (преимущественно на примере Скандинавии)
  • Дмитрий Шмонин. «Толедские принципы» и теология в школе
  • Виктор Шнирельман. Религиозная культура или приглашение в религию — чему учат новые учебники?
  • Татьяна Пронина. «Основы православной культуры» в школах Тамбовской области: успехи и проблемы
  • Лейла Алмазова. Религиоведение и преподавание знаний о религии детям в современном Татарстане. Случай ислама

Varia

  • Михаил Селезнев. Самоопределение Бога в Исх 3:14: «Я есмь Сущий» или «Я Тот, кто Я есть»? Экзегеза современных интерпретаторов и грамматика древних текстов
  • Павел Носачев. Нет ничего нового под солнцем: «гнозис» как категория в исследовании западного эзотеризма
  • Григорий Гутнер. Начало науки и религиозное переживание
  • Алексей Ситников. Религиозная традиция в современном обществе: опыт теоретического анализа
  • Александр Кольцов. Проблема религиозного обращения на примере феноменологического движения в Германии
  • Тимур Мухтасаров. Храм в городском социальном пространстве: типология научных подходов

Рецензии

  • Ольга Михельсон, Николай Поляков. Pirner, M.L., Lähnemann, J., Bielefeldt, H. (eds) (2016) Human Rights and Religion in Educational Contexts. Springer International Publishing. — 346 р.
  • Ольга Михельсон, Николай Поляков. Barnes, L.Ph. (2014) Education, Religion and Diversity. Developing a New Model of Religious Education. New York: Routledge. — 280 р.
  • Татьяна Никольская. Белякова Н.А., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР. 1940–1980-е гг. Исследование и источники. М.: «Индрик», 2015. — 512 с.

 

Нравится
Поделиться