Эскалация этно-религиозного конфликта в Мьянме
В Сямэне (Китай), во время двусторонней встречи Президенты России и Египта выразили озабоченность эскалацией этно-религиозного конфликта в Мьянме – осудили насилие и призвали власти взять ситуацию под контроль. Ранее Президент Турции Р.Т. Эрдоган выразил обеспокоенность официальному Нейпьидо о притеснении мусульман-рохинджа – фактическом их геноциде, что нашло широкий отклик у мусульманской общественности, в том числе и в России.
Этнополитические и государственно-религиозные отношения в Мьянме имеют долгую историю то затухающих, то разгорающихся кризисов. В частности, конфликт в штате Ракхайн тянется с 1940 года, когда переселенцы из Бенгала в приграничном районе Бирмы и Индии выступили за присоединение к доминиону Пакистан. В 1948 года Бирма получила независимость от Великобритании. Впоследствии в стане установился военный режим с социалистической идеологией почти на 50 лет, и это не смотря на то, что Мьянма – одна из колыбелей буддизма, на территории которой находится множество древних святынь. В 1974 году военное правительство даже заявила об отделении религии от государства, но уже в 1980 году была вынуждена пойти на попятную и заявила о своем покровительстве сангкхе.
В общем, многое в этой стране напоминает времена упадка СССР и активизации чеченского сепаратизма. Демократия установилась в Мьянме только чуть более года назад. Не прошло и нескольких месяцев, как вспыхнул этнический конфликт, начался погром мечетей. Больших потерь среди мирных жителей тогда удалось избежать. Сегодняшняя ситуация напоминает 2012 год, когда под формальным поводом убийства буддистской женщины вспыхнули антимусульманские погромы, повлекшие за собой несколько сотен жертв и более 20-и тысяч беженцев. По данным ООН с 25 по 31 августа 2017 года Мьянму покинули 27 тысяч беженцев. По официальным данным Мьянмы жертвами военной операции стали порядка 400-от мусульман народности рохинджа. В то же время ООН заявила о возможных преступлениях против человечности, а телеканал аль-Джазира – о тысячах жертв. По социальным сетям распространяются кадры как множество стоящих в узкой траншее людей живьем закапывают бульдозерами под управлением военных. На других кадрах военные избивают малолетних детей.
В настоящее время страной руководит госсоветник Аун Сан Су Чжи при ее ставленнике — президенте-ученом Тхин Чжо. Аун – дочь основателя Бирмы генерала Аун Сана. Она – лауреат нобелевской премии мира, широко известна и уважаема в западном мире. Всемирно известный режиссер Люк Бессон снял о ее жизни и заключениях в родной стране биографический фильм, изобилующий крайними жестокостями военного правительства. Музыканты Пол Маккартни и Эрик Клэптон посвящали ей свои синглы. Наконец, она была желанным гостем в Белом Доме в Вашингтоне. А романтическое увлечение буддизмом на Западе повлекло за собой волны туризма в Мьянму.
Демократические силы Национальной лиги за демократию (НЛД)под водительством Аун демонстративно отдали пост вицепрезидента христианину, тем самым обозначив курс на взаимодействие с этнорелигиозными меньшинствами. Мусульман в Ракхайне перестали уничижительно именовать бенгальскими переселенцами, не смотря на то, что упорный поток нелегальных мигрантов из преимущественно исламского и «перенаселенного» Бангладеш не переставал иссякать даже под угрозой погромов. В среде мигрантов появились радикальные ячейки, хотя их влияние на местных мусульман и не значительно, правительство активизировало борьбу с проявлением радикализма. В итоге Мьянма не предоставляет мусульманам Ракхайна гражданство и держит их в своеобразной резервации, время от времени проводя зачистки с переходом в погромы.
Основные идеологи погромщиков — Буддийская ассоциация в защиту расы и религии, которая требует законодательного ограничения прав мусульман, практикует террористические методы борьбы, призывает Папу Франциска покаяться за британский колониализм и осуждает Далай-ламу XIV за призывы примириться с мусульманами. Абсолютное большинство буддистов Мьянмы не исповедует ламаистский буддизм махаяны. Вообще «экуменический» диалог махаянистов с тхеравадой, распространенной в Мьянме, начался лишь в 1950 году и продолжается без больших успехов. Однако нельзя все проявления радикализма в Мьнме сводить к фанатизму, «завёрнутому в кашею». По словам генерального секретаря Всемирного сообщества буддистов Фаллопа Тайиари «всплеск радикализма в первую очередь вызван племенными различиями и сложной политической ситуацией» (https://lenta.ru/articles/2016/06/06/nonmuslim_terrorism/ ). В данном регионе особенно остро стоит нелегальное выращивание мака и производство сотен тонн опиума, выросшее кратно за последние годы.
Новое демократическое правительство допустило ослабление контроля силовых ведомств над ситуацией в условиях перехода к гражданскому правлению. По словам члена Российского Совета по международным делам Г.А. Ивашенцова «решение стоящих перед страной проблем зависит от того, насколько НЛД, опьяненная выборными успехами, но не имеющая ни опыта административной деятельности, ни квалифицированных кадров, сможет выстроить взаимодействие с военными, у которых есть и опыт, и кадры» (https://riss.ru/analitycs/28859/ ). А пока традиционная жестокость «недавно вышедших из социализма» военных дискредитирует как сам демократический режим, так и его западных покровителей.