Ислам – это органическая часть России, компонент её историко-цивилизационного кода: 115-летие Московской Соборной мечети и 25-летие Духовного управления мусульман РФ

Март 5, 2019

Мероприятия были приурочены к 25-летию создания Духовного управления мусульман Европейской части России (ныне – ДУМ РФ), 115-летию Московской Соборной мечети и 20-летию Московского исламского института, где была представлена монография (учебное пособие) заместителя председатель ДУМ РФ, ректора Московского исламского института Дамира хазрата Мухетдинова «История ислама в России». (С книгой можно познакомиться в Научной библиотеке РАНХиГС.)

Открывая конференцию в стенах Государственной Думы председатель ДУМ РФ СМР муфтий шейх Равиль Гайнутдин подчеркнул: «Наша задача – чтобы ни в коем случае многообразие России не становилось почвой для соперничества, а было основой устойчивости и процветания нашей страны… Мы много лет говорим о стратегических целях по развитию российского мусульманства – это выведение отечественной системы мусульманского образования на лидирующие во всем мусульманском мире позиции, просвещение, образование мусульманской молодежи на базе традиционных ценностей, подготовка кадров, воссоздание отечественной школы мусульманского богословия, интеграция наших новых соотечественников – первое и последующие поколения мигрантов в российский социум. Это требует создания не бутафорных, а реально действующих мусульманских институтов, создания и поддержания инфраструктуры, научного, культурного, образовательного процесса и требует, прежде всего, содержательного диалога и взаимодействия мусульманских духовных центров и власти. Говоря словами главы государства, стратегические цели давно определены, но запаса времени на раскачку просто нет…».

Как отметил досточтимый Дамир хазрат Мухетдинов, «…мне было особенно важно донести те смыслы до слушателей, … тот факт, что Ислам – не есть нечто привнесённое в российскую социокультурную ткань. Ислам – это и есть те незаменимые нити этой ткани, которые, если попытаться вытянуть, угробят всю ткань как таковую. Иными словами, Ислам – это органическая часть России, компонент её историко-цивилизационного кода, а не пришедшее извне чуждое российской ментальности социальное явление, как это хотят представить некоторые исламофобы и шовинисты. 

В России существует два безусловных исторических очага появления Ислама: старейшие Дербент и Болгар. Принятие Ислама в качестве государственной религии на территории нынешней России с хронологической точки зрения было даже раньше, чем принятие в качестве оной православного христианства, что отнюдь не умаляет роль и значение последнего в жизни нашей общей страны. Убеждён, лишь общим пониманием этого факта представителями всех народов и конфессий нашей страны можно достичь подлинной межкультурной гармонии и перспективного развития на далёкую историческую перспективу…».

Директор по науке Фонда Ибн Сины Андрей Лукашев обратил внимание участников конференции на роль таких выдающихся исламских исследователей, как Муса Бигиев, Зайнулла Расулев, Заки Валиди Таган, Шигабутдин Марджани в деле исламского просвещения в России и отметил: «Сегодня исламское просвещение не менее актуально, чем столетие назад, поскольку умма России, будучи в культурном плане частью большого исламского мира, сталкивается с теми же глобальными вызовами, что мусульмане в других странах. Развитие же исламского образования и просвещения может быть эффективным ответом на эти вызовы».

За десять лет существования Фонд Ибн Сины издал более 270 наименований книг, большинство из которых составляют переводы сочинений классиков исламской мысли, а также исследования российских ученых по разным вопросам исламской культуры.

Размышляя о практике и условиях межрелигиозного диалога в России в контексте вызовов современности, профессор Вильям Шмидт в своем пленарном докладе « “Патрология Россика” – антология религиозно-философской мысли народов мира: философский и теологический контекст» на V Бигиевских чтениях в Московском исламском институте обратил внимание на важность освоения историческо-культурного наследия религиозных традиций – и в первую очередь истории богословской и антропологической мысли: «…мы сколь угодно можем практиковать благочестие, укоренять себя в естественную традицию, можем даже искренне полагать, что даже праведны, если удается жить в мире с нас окружающими, но если мы не сможем понять, как и почему мы определенным образом выглядим в глазах другого – и человека, и Бога – что в них от терпения, что от нисхождения и милосердия, а что – от возвышающих смыслов и значений, все будет пустым – мнимостями. И таких мнимостей в нашей жизни, в нашем доме еще очень и очень много – мы до сих пор не собрали “алмазы”, не напитали себя духоносным “нектаром”, который культуры-цивилизации традиционно именуют “наследием отцов – святоотеческим наследием”. Эту работу всем нам – полиэтничному, мультирелигиозному Российскому обществу – в отличие от других просвещенных народов мира еще только предстоит начать и сделать.

Рад, что первые шаги на этом важнейшем пути уже сделаны – созданы и развиваются не только инструменты, как ваш Институт и серия подобных отраслевых конференций как эта, но что они правильно актуализированы – устремлены в будущее».

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться