Вышел новый номер журнала ИГСУ «Государство, религия, церковь» №4 2019

Декабрь 4, 2019

Вышел в свет новый номер (#4 2019) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающегося в ИГСУ (РАНХиГС). Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы. Главная тема данного номера: «Семиотические идеологии в религиозных сообществах».


Публикуемая подборка статей основана на материалах семинара, посвященного одной из популярных концепций современной антропологии религии — семиотическим идеологиям. Это понятие было предложено антропологом Веббом Кином, который ориентировался в свою очередь на исследования языковых идеологий — совокупности идей носителей языка о его структуре и практиках использования. «Под семиотической идеологией, — пишет Кин, — я понимаю исходные представления о том, что такое знаки и как они функционируют в мире. Она определяет, например, как люди осмысляют роль намерений в процессе означения, каким возможным типам агентов (исключительно люди? животные? духи?) приписывается способность к означению, считаются ли знаки произвольными или непременно связанными со своими объектами и т. п.».

Концепт семиотических идеологий аналитически провокационен и привлекателен, поскольку актуален для всех культур, в том числе и для академической. Однако в такой перспективе понимание семиотической идеологии как общих для всех представлений о знаках и знаковой деятельности влечет за собой и методологические трудности. Если в области исследований языковых идеологий те или иные идеи могут быть сопоставлены антропологом с нормативным (если не объективным) знанием о языковой структуре, то апелляция к некоей «объектив- ной семиотике» едва ли возможна. Способы разрешения такого рода трудностей разнообразны, и некоторые из них представлены в публикуемых статьях. Так или иначе, понятие семиотических идеологий кажется вполне удачным применительно к тем материалам, где рефлексивность, до известной степени регламентированное понимание семиозиса и природы коммуникации с трансцендентным миром могут и должны быть выделены в качестве предмета антропологического осмысления.

ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

#4 2019

Главная тема: Семиотические идеологии в религиозных сообществах

  • Александр Панченко, Екатерина Хонинева. «Семиотические идеологии», медиальность и современная антропология религии
  • Данила Рыговский. Техника и ее репрезентация как источник религиозного опыта в енисейском старообрядчестве
  • Андрей Тюхтяев. Телесность и социальность в нью-эйдж паломничестве
  • Светлана Тамбовцева. Каббалистическая герменевтика и утопическая компаративистика ВсеЯСветной Грамоты
  • Екатерина Хонинева. Семиотическая бдительность и культивация искренности в католической практике распознавания призвания
  • Сергей Штырков. Духовное видение истории как дискурсивный порядок политической эсхатологии: убийство семьи Николая II в поздне- и постсоветской православной историософии
  • Александр Панченко. Невидимые партнеры и стратегическая информация: ченнелинг как семиотическая идеология

Varia

  • Михаил Селезнев. Текст Писания и религиозная идентичность: Септуагинта в православной традиции
  • Николай Мусхелишвили, Андрей Антоненко, Михаил Базлев. О религиозном методе Игнатия Лойолы в «Духовном дневнике»
  • Павел Ракитин. Значение «символов» Вечери Господней в конфликте пастора Ральфа Уолдо Эмерсона с приходом
  • Максим Булахтин. «Возвращение украденных латинских душ»: политика полонизации православия в межвоенной Польше

Рецензии

  • Александр Агаджанян. Smolkin, Victoria (2018) A Sacred Space Is Never Empty. A History of Soviet Atheism. Princeton&Oxford: Princeton University Press. — 339 p.
  • Владислав Раздьяконов. Schleiter, Jens (2018) What Is It Like to Be Dead? Near‑Death Experiences, Christianity and the Occult. Oxford University Press. — 344 p.

Аннотации.

Александр Панченко, Екатерина Хонинева. «Семиотические идеологии», медиальность и современная антропология религии

Публикуемая подборка статей основана на материалах семинара, посвященного одной из популярных концепций современной антропологии религии — концепции семиотических идеологий Вебба Кина (Webb Keane). В отличие от традиционной семиотики, этот подход проблематизирует культурную специфичность не самого процесса означения и «расшифровки» знаков как такового, а тем или иным образом эксплицированных представлений о нем. Кроме того, концепция Кина подразумевает, что семиотическая деятельность обладает социальными и историческими особенностями, и, таким образом, задача антрополога состоит в различении и изучении локальных семиотических моделей. В предлагаемых вниманию читателя статьях делается попытка применить этот и близкие ему подходы к различным религиозным культурам современной России. Речь идет и о «традиционных» конфессиях, и новых сообществах, практиках и идеологиях, появившихся в XX или даже в начале XXI в.

Данила Рыговский. Техника и ее репрезентация как источник религиозного опыта в енисейском старообрядчестве

В данной статье исследуется сложный характер взаимоотношений енисейских старообрядцев часовенного согласия с современными технологиями. С одной стороны, техника необходима для жизни в условиях гор и тайги, с другой, она является материальным признаком скорого пришествия Антихриста. Автор обращает внимание на то, насколько сильно то или иное устройство представлено в жизни сообщества, в какой форме происходит взаимодействие с ним, в каких контекстах проявляются разные интерпретационные рамки. Технические характеристики устройства, таким образом, становятся проводником религиозного опыта в данной конфессиональной среде.

Андрей тюХтяев. Телесность и социальность в нью-эйдж паломничестве

В статье описывается взаимодействие с сакральными локусами в контексте нью-эйдж паломничества. В социальной теории религии нью-эйдж духовность часто определяется как индивидуализированная форма религиозности в соответствии с тезисом о «приватной религии». Такая интерпретация основывается на приоритете верований и нарративов по отношению к телесному аспекту религиозного опыта и способам рефлексии над ним. Автор утверждает, что нью-эйдж паломничество не предполагает существования разделяемых большинством участников идентичностей и больших нарративов, но характеризуется наличием общего режима взаимодействия с сакральным, связанной с ним субъектностью, а также низовым прозелитизмом.

Светлана Тамбовцева. Каббалистическая герменевтика и утопическая компаративистика ВсеЯСветной Грамоты

Постсоветский культурный ландшафт характеризуется большой популярностью националистических идей и нарративов, использующих конспирологические объяснительные модели и предлагающих различные версии альтернативной истории, в рамках которой особое место занимают представления о языке, которые можно обозначить как «криптолингвистические». В этой статье особенности подобного дискурса проиллюстрированы на примере «ВсеЯСветной Грамоты» — учения об эзотерическом славянском алфавите, кодирующем вселенную. Дискурсивное оформление доктрины и предлагаемые ею интерпретативные механизмы позволяют проследить связь между западным эзотеризмом, историей филологии и национализмом.

Екатерина Хонинева. Семиотическая бдительность и культивация искренности в католической практике распознавания призвания

В современном католицизме размышление верующих о своем призвании связано с усвоением интерпретативных навыков, дающих возможность с той или иной степенью уверенности определить волю Бога на свой счет. Процесс распознавания призвания предполагает герменевтическую работу католика как с внутренними состояниями, — сознанием, эмоциями, — так и разного рода внешними свидетельствами, указывающими, что данный жизненный проект есть именно то, к чему призывает Бог. Однако наблюдение знаков Божьего присутствия для католиков еще не означает, что они будут верным образом прочитаны. В локальных семиотических идеологиях расшифровка знаков, посылаемых Богом, осмысляется как неизбежно субъективный акт. В связи этим главной опасностью для распознающего призвания католика становится интерпретация знаков таким образом, чтобы их значение совпадало с его собственным видением призвания. Церковная власть предлагает решение этой проблемы через культивацию этической саморефлексии и искренности. Метафора искренности как прозрачности, распространенная в российской католической среде, служит для укрепления моральных обязательств верующего в подотчетности перед Церковью.

Сергей Штырков. Духовное видение истории как дискурсивный порядок политической эсхатологии: убийство семьи Николая II в поздне- и постсоветской православной историософии

Статья посвящена описанию и анализу ряда аргументационных приемов, используемых для построения исторических нарративов в дискурсивном поле современного российского православия. Одно из основных притязаний дискурсивного порядка любой религии, существующей в современном (модерном) секулярном обществе, заключается в том, что религиозный человек и особенно религиозный профессионал способен или даже обязан видеть в событиях и явлениях окружающей действительности что-то, что недоступно взгляду человека нерелигиозного. На примере истории убийства семьи Николая II автор исследует проблему «двойного дискурса» православного исторического нарратива, в которой рассказ о конкретных действиях тайных сил является необходимым элементом для формирования глобальной метаисторической картины.

Александр Панченко. Невидимые партнеры и стратегическая информация: ченнелинг как семиотическая идеология

Один из важных аспектов религиозных практик и репрезентаций касается способов обращения с информацией. Если мы понимаем религию как форму воображения, наделяющую «нечеловеческих» агентов человеческими свойствами (и наоборот), мы можем ожидать, что особую роль в религиозной культуре будут играть правила коммуникации и взаимодействия с такими агентами. Среди аналитических инструментов, позволяющих нам исследовать упомянутые нормы, ожидания и правила, представляет специальный интерес теория «семиотических идеологий» Вебба Кина. В культуре нью-эйдж практики «информационного обмена» с воображаемыми сверхчеловеческими агентами и трансперсональными силами основаны на особых психофизических техниках, главным образом — так называемом «ченнелинге» или «контакте». Анализ конкретных этнографических примеров, связанных с уфологическим ченнелингом, позволяет заключить, что эта практика формирует новые типы коллективной агентности, которую, судя по всему, можно считать одной из отличительных черт культуры нью-эйдж как таковой.

Михаил Селезнев. Текст Писания и религиозная идентичность: Септуагинта в православной традиции

В полемике православных богословов с иудеями, протестантами и католиками Септуагинта нередко играет роль «знамени православия». Однако, как показано в статье, положение дел намного сложнее: на протяжении всей истории православной традиции яростная полемика против «испорченной» еврейской или латинской Библии сосуществовала, например, с цитированием еврейских чтений у ранневизантийских Отцов или с использованием Вульгаты при правке церковнославянской Библии. Гомилетические задачи играли здесь намного более важную роль, чем собственно текстологические принципы. Исторический обзор роли, которую играла Септуагинта в православной традиции, служит нам фоном для исследования места Септуагинты в нынешних дискуссиях о православной религиозной идентичности.

Николай Мусхелишвили, Андрей Антоненко, Михаил Базлев. О религиозном методе Игнатия Лойолы в «Духовном дневнике»

Цель статьи — в попытке прояснения метода «духовного умопостижения» Игнатия Лойолы. Проведенный анализ показывает, что данный метод обусловлен традицией и основан на том, что акты индивидуального сознания мыслятся как имеющие не его собственное, но «божественное» авторство. Авторами рассматривают «Духовные упражнения» Игнатия, а также тексты Лудольфа Саксонского и Иоанна де Каулибуса. Источником, содержащим описание результатов применения этого метода, является написанный самим Игнатием «Духовный дневник». Авторы анализируют имеющиеся в этом тексте описания видений и дара «говора» (loqüela) с точки зрения причины их возникновения в сознании Игнатия и функциональной значимости как составных элементов метода. Показывается, что происхождение видения и «говора» коренится в религиозном методе мистического созерцания, реализация которого происходит в виде особого рода пассивно-активной автокоммуникации «Я — Другой» на языке внутренней речи, воспринимаемой познающим субъектом как проявление коммуникации с Богом.

Павел Ракитин. Значение «символов» Вечери Господней в конфликте пастора Ральфа Уолдо Эмерсона с приходом

В статье исследуется конфликт между Ральфом Уолдо Эмерсоном и приходом унитариан «Вторая церковь» в Бостоне 1832 года. Анализ проповеди Эмерсона, в которой он выступил против Причастия, демонстрирует сущность разногласий между прихожанами одного из старейших приходов Массачусетса в отношении истинной природы Христа и значения хлеба и вина Причастия. Мы стремились выявить то, как пастор предвосхищал предполагаемую реакцию своих слушателей в момент создания проповеди. К исследованию было привлечено «Эссе о Вечере Господней» преподобного Ф. Гринвуда и установлена его связь с аргументами, высказанными Эмерсоном против обряда.

Максим Булахтин. «Возвращение украденных латинских душ»: политика полонизации православия в межвоенной Польше

На основе польских архивных материалов раскрывается политика властей II Речи Посполитой в отношении православия и практика ее реализации в северо-восточных регионах страны накануне Второй мировой войны. Польские чиновники опасались, что СССР использует Православную церковь для вмешательства во внутренние дела Польши и поэтому усиливали государственный контроль за православием на ее восточных рубежах. Частью такой политики была дерусификация и полонизация православия. Для этого польские власти добивались внедрения польского языка в православную церковную практику и образование, считали необходимым осуществлять воспитание православного населения в духе польского патриотизма, поддерживали организации православных поляков, сокращали православные приходы и храмы, отстраняли от церковных должностей нелояльных и поддерживали пропольски настроенных священников, заботились об укреплении позиций Римско-Католической церкви на во- стоке страны.

 

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться