Людмила Берестова: «Сфера услуг и политика поддержки населения: новый пакет мер Президента России в ситуации коронавируса»

Апрель 21, 2020

В России стартовала четвертая и, возможно, не последняя неделя самоизоляции. Эпидемия коронавируса затронула почти все страны мира, вынудив их принимать стрессовые решения: закрывать границы, останавливать производство, запирать в ангарах самолеты и переводить школьников и студентов на дистанционное обучение. Сдерживать распространение инфекции в России удается благодаря беспрецедентным усилиям врачей и консолидации всех сил и резервов, в том числе финансовых.

По оценке Минфина РФ, общий объем поддержки населения и экономики в условиях пандемии обойдется более чем в 6,5% ВВП. Корреспонденты портала «Будущее России. Национальные проекты» поговорили с властями и экспертами и разобрались, есть ли в российском кошельке средства на борьбу с вирусом, коснется ли экономия нацпроектов и для чего нужно «разбрасывать деньги с вертолета».

Берестова Людмила Ивановна, профессор кафедры труда и социальной политики,доктор экономических наук, профессор, член Национальной ассоциации специалистов в сфере труда и социальной политики, член редколлегии журнала «Социальная политика и социальное партнерство»

Профессор ИГСУ Людмила Берестова считает, что всего комплекса объявленных социально-экономических мер будет недостаточно, чтобы компенсировать сфере услуг и населению потери от снижения потребительского спроса и деловой активности, а также помочь высвобождаемым работникам в крупных и средних городах.

Предложения Президента  РФ В.В. Путина существенно улучшают  план Правительства. Но их недостаточно, чтобы компенсировать сфере услуг и социальной политике потери от снижения спроса, а также оказать помощь гражданам, оставшимся без работы в крупных и средних городах.

Представленные Президентом новые меры компенсаций последствий пандемии, точнее, их экономическая часть, содержит в себе как очевидные и реально исполнимые мероприятия, так и неочевидные, результат которых будет существенно зависеть от качества исполнения.

Современными и актуальными в сложившейся ситуации мерами являются: повышение выплат по больничным листам; увеличение пособия по безработице. В еще большей степени важны кредитные и налоговые каникулы. Здесь удалось пройти между «раздачей денег с вертолета», которая происходит в развитых странах и за которую ратуют многие видные экономисты, и защитой бюджета любой ценой. У варианта с «вертолетом» разовой сиюминутной помощью слишком много получателей, для которых ситуация не критична и которые не потратят выплаты, а отправят в накопления или на погашение кредитов. Даже увеличенное пособие по безработице не сильно поможет работникам сферы услуг, особенно высокооплачиваемым, в крупных и средних городах, а вот кредитные каникулы, позволяющие отсрочить платежи на полгода и пролонгировать ипотеку или кредиты без штрафных санкций окажутся очень нужными. Однако, для возможности получить эту льготу надо будет иметь доказательства снижения доходов более чем на 30%. Остается надеяться, что механизм окажется не слишком сложным и будет разумным. В противном случае виновными будут как высшая власть, так и банкиры. Важно помнить, что это отсрочка, а не списание. Автоматическое продление пособий и субсидий также позволит снизить давление на госаппарат и облегчит жизнь получателям, не создавая нагрузки на бюджет. Налоговые  отсрочки могут сильно помочь бизнесу, но при условии, что кризис будет непродолжительным, хотя и ощутимым, –  иначе налоговые обязательства, по которым гарантируется льготный платеж, может и не возникнуть.

Снижение социальных взносов для малого бизнеса и объявление недельных каникул за счет работодателей относятся к категории неочевидных – непрямых форм поддержки. Распространение на весь малый бизнес (или существенную его часть) льготных ставок, применяемых для высокотехнологичных компаний или в специальных экономических зонах, выглядит весьма щедрым. Фактически регрессивная ставка, начинающаяся для крупных компаний с 1,29 млн руб. в год для малого бизнеса начнется примерно с 150 тыс. руб., или 12 МРОТ. Однако, надо подождать принятия поправок к Налоговому кодексу, которые должны быть разработаны для реализации инициатив Президента. Только после этого будет понятно, кто получит льготу и каков будет объем выпадающих доходов системы обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда (ПФР), которые должен будет компенсировать  федеральный бюджет.

Если оценивать в комплексе, то новые меры, предложенные  Президентом, существенно улучшают слишком умеренные и даже сдержанные предложения  Правительства. Но их будет недостаточно, чтобы компенсировать  сфере услуг, а главное – населению потери от снижения потребительского спроса и деловой активности, а также конструктивно помочь высвобождаемым работникам в крупных и средних городах. Видимо, потребуется расширение программ поддержки с помощью новых решений Правительства и региональных органов власти в зависимости от глубины и динамики кризиса, а также от успешности борьбы с вирусом. Но важно не забывать, чем больше будет финансовых вливаний и льгот, тем явственнее  будет возникать вопрос, кто же за все в итоге заплатит.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться