Вышел в свет новый номер (#2 2020) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающегося в ИГСУ (РАНХиГС). Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы. Главная тема данного номера: «Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию».


Незаметное для пользователя и зачастую недооцененное исследователями присутствие медиа может менять общественные институты, дискурсы и социальные практики. По выражению Джошуа Мейровица, появление новых средств коммуникации меняет общества подобно тому, как новые средства производства влияют на общественные отношения.

Взаимодействуя с медиа, религии меняются. В современных обществах представления аудитории о религии во многом формируются через фильмы, книги, компьютерные игры и социальные сети. Производители контента претендуют на авторитет в вопросах религии, оспаривая исключительное право религиозных институтов на производство сакрального знания. Коммерциализация и ориентация на массового потребителя приводят к «банализации религий». В свою очередь, религиозные организации стремятся быть активными в медийном пространстве, чтобы привлекать новых последователей и преодолевать географические границы в общении с верующими.

Этот выпуск посвящен тому, как религиозные дискурсы, практики и институты трансформируются под влиянием новых медиа. Представлены различные теоретические подходы, которые позволяют концептуализировать взаимодействие религии и медиа. Также рассмотрены различные кейсы, чтобы показать, как новые медиа трансформируют религии, предлагая многообразные формы медиации сакрального.

ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

#1 2020

Главная тема: Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

  • Екатерина Гриша Ева, Валерия Шумкова. Теории среднего уровня в исследовании религии и медиа: медиатизация, медиация и RSST
  • Стиг Хьярвард. Три формы медиатизированной религии: изменение облика религии в публичном пространстве
  • Мия Лёвхейм. Медиатизация религии: критическая оценка
  • АндреасХепп. Исследование коммуникативных фигураций медиатизированных миров в условиях «тотальной медиации»
  • Хейди Кэмпбелл. К вопросу о религиозно-социальном формировании технологии
  • Стюарт Гувер. Медиация религиозных смыслов и новая религиозная чувствительность
  • Наталья Душакова. Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях
  • Ольша Богданова. Медиатизация пастырства в Русской православной церкви: предпосылки формирования сайтов с вопросами священнику
  • Софья Тихонова, Елена Медведева. Holy Selfie в католицизме и православии: сравнительный анализ нового визуального канона
  • Елена Островская. Медиапрактики русскоязычных ортодоксальных евреев: женские группы и раввинские блоги в Facebook и Instagram

Varia

  • Андрей Мурашко. Немти и золото: религиозное насилие и семантика наказания в древнеегипетской сказке
  • Даниил Мелентьев. Этнография и эротика в Русском Туркестане
  • Игорь Кузинер. «Мы теперь перед собой видим две церкви». Переходы в старообрядчество Белокриницкого согласия и особенности мультиправославного религиозного ландшафта после 1905 года     
  • Елена Степанова. Вера Льва Толстого: тождество состояния и содержания 

Рецензии

  • Светлана Белоруссова. Православие в интернете и интернет в православии (Рецензия на: Suslov, M. (ed.) (2016) Digital Orthodoxy in the Post‑Soviet World: The Russian Orthodox Church and Web 2.0. Stuttgart: Ibidem Verlag. – 350 p.)
  • Софья Рагозина. Все еще ориентализм: как Запад видит ислам в интернете? (Рецензия на: Bunt, G.R. (2018) Hashtag Islam. How Cyber‑Islamic Environments Are Transforming Religious Authority. Chapel Hill: University of North Carolina Press. – 232 p.)
  • Валерия Шумкова. Cheruvallil-Contractor, S. and Shakkour, S. (eds.) (2015) Digital Methodologies in the Sociology of Religion. London: Bloomsbury Academic. – 256 p.
  • Илья Соков. McGuinness, M. and Fisher, J.T. (2019) Roman Catholicism in the United States: A Thematic History. New York: Fordham University Press. – 335 p.
  • Владислав Раздъяконов. Josephson-Storm, J. (2017) The Myth of Disenchantment: Magic, Modernity and the Birth of Human Sciences. Chicago University Press. – 400 p.

Аннотации статей

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться