Пресс-релиз по итогам круглого стола «Особенности перехода руководителей высшего звена из коммерческого сектора на государственную службу»

Март 6, 2021

4 марта 2021 года в рамках серии круглых столов первой в России сетевой программы «Executive MPA – Стратегии лидерства в управлении», реализуемой совместно РАНХиГС и Московским институтом психоанализа, состоялся круглый стол «Особенности перехода руководителей высшего звена из коммерческого сектора на государственную службу».


Во вступительном слове заместитель директора Института государственной службы и управления (ИГСУ РАНХиГС) Наталья Евтихиева отметила, что актуальность темы дискуссии связана с тем, что так называемый «зигзаг карьеры»,  переход из бизнеса в сферу госслужбы или наоборот – довольно частое явление не только в России, но и во всем современном мире. «Люди, переходящие из одной сферы в другую, часто испытывают стресс, даже некоторый культурный шок, однако одновременно они становятся сильнее, поскольку приобретают новые компетенции и становятся кросс-функциональными специалистами». Наталья Евтихиева поблагодарила всех спикеров, участвующих в круглом столе и пригласила всех к участию в будущих мероприятиях, а также на программу Executive MPA.

Научный руководитель программы «Executive MPA – Стратегии лидерства в управлении», научный руководитель Московской школы практической психологии, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Ассоциации бизнес-психологов, член экспертного совета Российского психологического общества, доктор психологических наук Тахир Базаров обозначил ряд психологических проблем конвертации компетенций при переходе из коммерческого сектора на госслужбу. Основными кластерами компетенций, которые в последнее время «пришли» из бизнеса в государственную службу, являются стандартные компетенции (необходимые для выполнения заданных функций), ключевые (напрямую влияющие на конкурентоспособность организации) и ведущие (в настоящее время не очевидные, но в ближайшем будущем призванные обеспечить успех организации). Также Тахир Юсупович остановился на 4-х уровнях компетентности сотрудника и «Модели 3К», которая логически связывает потребности и возможности вузов, работодателей и специалистов, проходящих постдипломную переподготовку. Говоря о модели профессионально-управленческих ролей, спикер остановился на роли управленца и организатора, особенно подчеркнул роль администратора, для которой конвертация бизнес-компетенций при переходе в госсектор претерпевает самые большие проблемы, поскольку административная система в госуправлении не имеет признаков agile. «Овладевать новыми компетенциями может только личность, – подчеркнул спикер. – Успешным управленцам присущи: самоопределение, самоорганизация и синхронность. Синхронность подразумевает, что они находятся в танце со временем, судьбой, эпохой». Презентация Базарова Т.Ю.

Декан факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС, кандидат психологических наук, доцент Илья Шебураков поделился наблюдениями о том, что в кризисные для бизнеса периоды наборы на программы по направлению «Государственное и муниципальное управление» растут и высказал предположение, что это связано с двумя причинами: с одной стороны, поступающие считают государственную службу более стабильной в качестве источника дохода, с другой, многие видят в госслужбе возможности личностного развития, участия в интересных проектах, влияния на важные процессы и т.д. Спикер рассказал о данных исследований, проводимых в ВШГУ РАНХиГС, согласно которым основные различия бизнеса и государственного сектора лучше всего видны в отношении амбиций и самооценки, лидерства VS готовности к подчинению, типов мотивации. В частности, он отметил, что структура мотивации в госсекторе принципиально иная, чем в бизнесе. «Госсфера – это не про деньги. В большинстве случаев, если вы намерены оставаться честным человеком, ваш доход в лучшем случае будет на уровне нижней границы среднего класса. И результаты опросов показывают, что денежная мотивация у госслужащих – на 5-м месте в иерархии ценностей, а как стимул к работе – вообще в 4-м квартиле». «Программы профессиональной переподготовки государственных служащих высшего уровня, действующие в РАНХиГС, предназначены для амбициозных людей, стремящихся принести пользу своей стране», – отметил спикер.

Андрей Бетин, заместитель Губернатора Нижегородской области, поделился мнением, что необходимо обязательно идти на госслужбу, поскольку она масштабней, чем бизнес. «Даже на уровне начальника управления субъекта ты уже участвуешь в решении  проблем, которые могут повлиять на ситуацию в стране». Спикер обратился к собственному опыту применения бизнес-практик в государственном секторе: «Только сейчас, проработав три года, пройдя определенный путь, могу с уверенностью сказать, что к изменениям нужно готовиться и изменениями нужно управлять». Обращаясь к системе мотивации, Андрей Бетин сказал, что если в бизнесе нужно зарабатывать, то госслужащему необходимо знать, как можно сделать принимаемые решения максимально эффективными. «Он должен считать экономику процесса, ресурсы, возможности бюджета. Финансовая система мотивации в госуправлении де-факто слабая. На госслужбу надо приходить не за деньгами, а за служением себе, своей семье, региону, стране». С другой стороны, важно, что на госслужбе можно в разы повысить свою капитализацию. «Находясь на уровне субъекта Федерации на высокой позиции, ты должен разбираться в массе вопросов, – поделился он. – Это не может не вдохновлять. Я год назад и я сегодня – это два разных человека». Заместитель Губернатора отметил: «Главный ресурс госслужащего – это его команда. Необходимо инвестировать в свою команду, ее развитие, тогда мы сможем получать в госуправлении хорошие результаты. Для того, чтобы построить корабль, не надо покупать стройматериалы, инструменты и технологии, а необходимо зарядить людей морем, и они сами построят корабль. Если прийти из бизнеса с нормальной идеологией и уверенностью, что ты можешь что-то изменить, если вселить эту уверенность в людей, то они очень быстро начнут давать ответный позитивный эффект».

После выступлений экспертов участники мероприятия продолжили  обсуждение проблематики встречи.

К дискуссии подключился слушатель программы Master of Public Administration (МРА) ИГСУ РАНХиГС Павел Буяджи, который поделился собственным опытом перехода из собственного бизнеса на госслужбу. «У бизнеса и госсектора, разумеется, разные цели и методы достижения результатов». При этом важно, что госслужба дает возможность посмотреть на задачу с совсем другого уровня, в ином масштабе. Также госслужба – это путевка в жизнь для молодых, возможность учиться».

Завершилась дискуссия выступлением победителя конкурса Лидеры России 2018-2019 гг., основателем ГК Первый ИТ Альянс, советником Губернатора Новгородской Области Дмитрием Афанасьевым. Эксперт рекомендовал каждому, кто переходит или планирует перейти из бизнеса на государственную службу разработать и принять собственный внутренний интерпретатор ценностей, мотивации и  успеха, а также предусмотреть возможность обратного перехода из госсектора в бизнес.

В завершение мероприятия модератор дискуссии, директор программы «Executive MPA – Стратегии лидерства в управлении», заместитель руководителя Аппарата Общественной палаты Российской Федерации Александр Юхно  подвел его итоги.  Участники мероприятия пришли к единому мнению, что переход из бизнеса на государственную службу несет в себе ряд рисков, которые необходимо оценивать с учетом своего профессионального и личностного уровня развития. Происходящая цифровая трансформация госуправления и дальше потребует от государственных служащих постоянного обучения и развития своих компетенций и навыков, в том числе посредством осознанной интеграции в свою работу лучших бизнес-практик.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться