В ИГСУ прошел конкурс студенческих работ «Осмысление государственности в художественных образах»

Март 30, 2021

|

Я помню, как в первый раз увидела в расписании предмет «Современное государство». Это был шок, ЧП, конец света и тому подобное. Зачем? Что мы с этим будем делать? – заметались в голове вопросы.

Студентка Салимова Лейла

Полтора месяца мы вместе: студенты отделения продюсирования и культурной политики и профессор кафедры государствоведения, доктор юридических наук Светлана Владимировна Бошно. Первые вопросы нашли решение, и мы готовы представить всем вам первые результаты нашей работы.

Можно сто раз послушать лекцию про признаки государства, чем монархия отличается от республики, про суверенитет, демократию и тоталитаризм. А можно сделать один раз, но так, чтобы кожей почувствовать, как опасно совершать ошибки в государстве, холодок страха от тоталитаризма пробежит по спине. Так было с нами, когда мы получили задание выбрать утопию или антиутопию на занятии по «Современному государству».

Так для нас начался конкурс, целью которого было осмысление и анализ отображения государства в художественных образах. Ребята изучали утопии и антиутопии как варианты понимания сущности государства и прогнозов его развития. Особенно важно, что были произведения, отдалённые от нас сотнями лет, ­ «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Были отечественные антиутопии разных лет и жанров: «Мы» Евгения Замятина, «Незнайка на Луне» Николая Носова, «Легко ли быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких, «Москва 2042» Владимира Войновича и другие.

На первом этапе нужно было выбрать источник (утопическое или антиутопическое произведение), разбиться по группам, проработать произведение, законспектировать, и предоставить всем членам группы до занятия, сделать презентацию с иллюстрациями и/или фрагментами произведений, подготовить вопросы для других групп. Путем рейтингового голосования были отобраны пять лучших работ для следующего этапа.

В финале, который прошел в субботу 27 марта 2021 года, команды не просто дискутировали на тему политических режимов и форм правления, но приводили интересные факты, делились своей трактовкой классических произведений. Нам выпала возможность опробовать новый формат интерпретации правоведения, через призму творческой среды мы вышли на серьезные рассуждения о современном государстве. Кроме студентов курса в собрании приняли участие приглашенные гости, независимые эксперты, которым также была предоставлена возможность высказать своё мнение о мероприятии и отдать свой голос за лучшую студенческую работу.

Декан Высшей школы правоведения, профессор кафедры правового обеспечения рыночной экономики, доктор юридических наук Зайцев Олег Владимирович подчеркнул неординарность формата, отметив, что «очень важно и интересно смотреть на право, на государство не только с точки зрения юристов, но и с точки зрения других направлений образования и других программ специализаций».

Преподаватель кафедры управления культурными процессами ИГСУ Жилякова Екатерина Викторовна:

«Это уникальная совершенно практика, которую можно анализировать, использовать. Я очень рада, что прикоснулась к организованному таким образом мероприятию. Хотя это очень сухое слово для того удовольствия, которое мы получили от творчества на сегодняшнем конкурсе. Я с вами с первого вашего дня в академии и вижу, насколько вы выросли за этот год. Прекрасно, что вы прочли произведения, составляющие золотой запас мировой культуры. Как человек, который профессионально занимался местным самоуправлением и урбанистикой, я очень ждала произведение про город-сад. Было интересно, как вы это сделали. Увы, оно не вышло в финал. Но ничего, в следующий раз. Мои симпатии распределились между «Повелителем мух» и «Москвой 2042». В этих двух докладах сделано больше аналитической работы, проведены параллели между современным миром и тем, что описано в утопии. Нашим уважаемым студентам очень повезло пройти через этот уникальный опыт».

Заведующая отделением продюсирования и культурной политики ИГСУ, заместитель главного редактора журнала «Государственная служба» Корнилова Лидия Леонидовна:

«Мне кажется, те вещи, о которых вы нам сегодня рассказывали ­– жестокость государства, его формы, крайне нежелательные для развития общества… всё то, что в нашем сознании ассоциируется со словом «машина», когда мы говорим о государстве: бездушие, формализм… очень хорошо, когда воспринимается через художественные произведения, то есть, когда они производят на вас эмоциональное воздействие, когда вы ощущаете отклик внутри вашей души. Именно в этом возрасте. Мы надеемся, что независимо от вашей профессиональной принадлежности в будущем вы будете стоить государство справедливости, в котором каждый мог бы развиваться и реализовать себя на благо всех людей. Именно этому мы стараемся вас учить на отделении продюсирования, чтобы вы могли быть полезными не только себе, но и другим людям. И пусть это будет маленькая группа, большая группа, общество в целом, неважно. Просто человек должен быть полезен окружающим».

Победу одержала команда, представлявшая роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин», – студенты группы ОБ20-28: Запускалова Александра, Алямов Фёдор, Ковалевская Мария и Удалов Роман. Ребятам удалось не просто заинтересовать слушателей своей работой и презентацией, но и проявить сплоченность и командный дух. После объявления результатов студенты поделились своими впечатлениями.

Александра Запускалова, студентка группы ОБ20-28:

«Наша команда представляла работу по «Заводному апельсину» и заняла первое место. Впечатления классные! Роман поразил, поэтому работать было особенно приятно – хотелось вкладывать душу. Это был первый опыт записи подобных проектов и монтажа. Далось тяжело, но опыт получили ценный — уверена, что в будущем пригодится не раз. Помимо практических знаний, работа дала возможность окунуться в реальную философскую проблему: рассмотреть ее с разных точек зрения, приоткрыть ужасное в эстетической оболочке. Мы с ребятами рады такой возможности, а также победе, ведь побеждать всегда приятно! Обязательно примем участие в следующих конкурсах. Спасибо Светлане Владимировне Бошно за организацию, а также всем гостям и рабочей группе!».

Мария Ковалевская, студентка группы ОБ20-28:

«Мы представляли роман-антиутопию «Заводной апельсин» (из всего списка почему-то быстро и однозначно сошлись на нем). Впервые с произведением я познакомилась через экранизацию Стенли Кубрика. Кинокартина (а впоследствии и литературное произведение) очень мне понравилась, потому и задание воспринималось как некое удовольствие. Думаю, ребята примерно так же относились к работе, поэтому у нас «все получилось» и мы заняли первое место. Работа проходила легко и оживленно. Мы разделили задачи между собой. На мне лежала визуальная составляющая – подготовка презентации.

Непривычно и интересно говорить о государстве – строгой, четкой и механической структуре через искусство – такое образное, субъективное и живое. Хочется поблагодарить Светлану Владимировну за уникальную возможность и идею, однокурсников – за активность и слаженную работу».

Анастасия Канаева, студентка группы ОБ20-29:

«Это удивительный опыт, мы не только расширили свой кругозор, изучив произведения разных авторов и эпох, но и смогли посмотреть на них под другим углом, с точки зрения влияния государства на общество в целом.  Нами была проведена огромная работа: изучение произведения, разбор различных статей по теме, поиск реплик, интервью писателя, а также его взгляд на свой же произведение. Мы благодарны администрации и Светлане Владимировне за организацию этого мероприятия и помощь в реализации наших проектов».

Никита Смирнов, студент группы ОБ20-29:

«Наша команда выступила с книгой Джорджа Оруэлла «1984». Это был крайне необычный опыт работы с книгой. Раньше мы просто читали, не обращая особого внимания на те детали, которые показали в своей презентации. Перед выступлением все волновались, но смогли взять себя в руки и выступить достаточно хорошо. Мы получили ценнейший опыт как правильно делать анализ книги и видеть то, что не видно на первый взгляд. Спасибо Светлане Владимировне за организацию мероприятия».

Анжела Ковальчук, студентка группы ОБ20-63:

«Работа по подготовке к конкурсу помогла сформировать мнение на представленные произведения с другой стороны — со стороны государства и права, что открывает новые горизонты для раздумий и вносит дополнительный интерес к прочтению. Хотелось бы поблагодарить Светлану Владимировну за предоставленную возможность».

Александра Лапшина, студентка группы ОБ20-63:

«Было интересно поработать с профессором Бошно, проанализировать и посмотреть на художественные произведения с другой стороны, с юридической точки зрения. Спасибо Светлане Владимировне за такую идею и возможность принять в этом участие».

Светлана Владимировна Бошно

Организатор конкурса, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государствоведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации:

«Те, кто участвовал, и ребята, и преподаватели, знают, насколько это непросто и сколько сил потрачено. Степень включенности была разная и мы сейчас по завершении будем это оценивать баллами и всякими педагогическими методиками. В любом деле есть формально назначенное руководство. А бывает, когда кто-то один взваливает ответственность на себя и сам ее несет. Так рождается естественное лидерство. Я не могу сейчас перечислить всех, что не означает, что их вклад не оценен. Но мне бы хотелось сказать, что падающее из моих уставших рук знамя подхватила Дарья Кувшинова и сказала: «Сейчас я буду начальником и все вам тут сейчас обустрою». И она писала письма и действительно все обустроила, собрала и организовала всех. Хочется сказать слова благодарности Александру Селиванову – он вёл наш конкурс. Хочется отметить также Александру Лапшину, которая говорит таким тихим, кротким голоском, а на самом деле – железная леди, способная вершить большие дела.

Я благодарю педагогов, которые отметили, насколько важна эмоциональная сторона этого мероприятия. В юридической технике есть термин «коннотация» – заряженность слова. Мы читаем с интересом произведения, которые заряжены автором, мы любим тех преподавателей, которые говорят неравнодушно, неформально, потому что они заряжают слова не только своим профессиональным знанием, но любовью к своей работе, ответственностью за то большое дело, которым мы занимаемся. Мы ответственны за вас – дети, за последующее поколение, мы вкладываем в вас себя. Мы получим то, что вам дадим. Мы собрались здесь, чтобы передать представление о государстве и законе. Ответственность и правильное представление гораздо важнее даже, чем тексты».

В день конкурса остались только положительные эмоции, радость победы и волнений от выступлений. И уже забылось, что поначалу мы немного сомневались, ленились… как дети. Но вместе с детьми из «Повелителя мух» мы смогли взять ситуацию под контроль, сконцентрироваться и сделать это! В конкурсе есть один победитель, но победа каждого над собой, перелом в себе – это свершилось у большинства.

Но это ещё не конец нашей работы. Статья победителей будет опубликована в научно-исследовательском журнале «Право и современное государство». Мы благодарим всех участников за проявленный интерес, глубокие работы и интересные выступления. Поздравляем ребят из группы ОБ20-28 с заслуженной победой на нашем мини-конкурсе и выходим на открытое голосование.

Просим всех, кто заинтересовался нашей работой, ознакомиться с озвученными пятью презентациями. Помогите нам выбрать лучшую работу на отрытом конкурсе, перейдя по ссылке на платформу для голосования.

Материал подготовила Салимова Лейла,
студентка 1 курса отделения продюсирования и
культурной политики, группа ОБ20-29 ПКП

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться