Профессор ИГСУ Александр Кочегура: «Будущее любой сферы, в том числе и госслужбы, лежит на плечах молодого поколения»

Сентябрь 17, 2021

Институт отечественной госслужбы за свою историю пережил множество изменений и смен политических курсов, что повлияло на формирование его отличительных особенностей. Как происходил процесс становления отечественной госслужбы? Какие факторы стали для него ключевыми? Почему важно как можно раньше готовить молодое поколение к работе в данной сфере? На эти и другие вопросы ответил профессор Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, член правления Международной ассоциации экспертов государственного управления (IPMN), вице-президент Азиатской ассоциации государственного управления (ААРА), доктор философии Александр Кочегура. 

Становление госслужбы в России

Если окунуться в историю, то можно увидеть, что, в первую очередь, институт государственной службы был сформирован под влиянием таких факторов, как: особенности исторического развития российского государства, характер взаимоотношений «правитель – народные массы», православная религия. Важнейшим фактором была также огромная территория, которую приходилось защищать от регулярных вражеских набегов и нашествий, о чем я недавно рассказывал британским магистрам Школы государственного управления Бирмингемского университета. Когда для защиты отечества порой жизненно необходимо рассчитывать на каждого члена общества, это не может не способствовать развитию такой особенности менталитета, как признание доминирующей роли государства практически во всех сферах общественной жизни.

С течением времени система государственного управления претерпевала множество изменений. На рубеже нового тысячелетия отечественные реформаторы столкнулись с рядом вызовов по преобразованию государственной службы. Главная задача заключалась во внедрении в практику работы госорганов принципов меритократии и адекватного целеполагания. Меритократия применительно к системе государственного управления означает, что и перспективы карьерного роста, и уровень материального вознаграждения госслужащего должны в первую очередь зависеть от оценки результатов его труда и уровня квалификации, а не от, например, этнической, партийной, «командной» и другой принадлежности. Решение этой задачи требует преодоления инерции, выстраивания системы «сдержек и противовесов» тесного взаимодействия с гражданским обществом. Это очень непростая задача. Реализация программ и «дорожных карт» реформирования и развития госслужбы продолжается уже почти (скоро) 20 лет, что, безусловно, является одним из достижений самой реформы.

Подготовка нового поколения

Для дальнейшего движения вперед в сфере государственного управления важно разработать программу действий, осуществлять регулярный мониторинг и оценку достигнутых результатов, а не проделанной работы.

Перед институтом государственной службы и его экспертами стоит ряд важных задач: внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих и широкое использование современных информационных технологий в государственных органах. В число приоритетных задач входит и необходимость стимулировать гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности и совершенствовать порядок назначения на должности государственной гражданской службы РФ. Помимо этого, крайне важно повышать эффективность самих мероприятий по модернизации и развитию госслужбы, особенно тех, которые реализуются на уровне субъектов федерации.

Изменения невозможны без профессиональных кадров, которые способны претворить идеи в жизнь. Будущее любой сферы, в том числе и госслужбы, лежит на плечах молодого поколения. От того, насколько они осознают важность этого института для общества и государства, и насколько они понимают, как он должен функционировать, во многом будет зависеть направление развития нашего государства в ближайшие десятилетия. Особое внимание следует уделить формированию корпуса высокопрофессиональной управленческой элиты, в полной мере осознающей степень своей ответственности перед обществом.

Отечественная госслужба в ближайшие годы

Что касается дальнейшего развития госслужбы в России, то сегодня нередко можно услышать мнение, что решение главных проблем сферы государственного управления лежит в плоскости ускоренного внедрения современных технологий в рамках реализации концепций «Цифровое государство», «Электронное правительство», «Государство как платформа». Безусловно, цифровизация – одно из перспективных направлений совершенствования деятельности государственных органов. Однако не стоит рассматривать это направление как своего рода панацею для решения накопившихся проблем, как это в свое время произошло с концепцией Нового государственного менеджмента (New Public Management – NPM).

Для начала важно сконцентрироваться на решении тех вопросов, которые зафиксированы, в частности, в Указе Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2021 годы». А для этого необходимо акцентировать внимание в первую очередь на качественном подборе кадров и обеспечении реальной ответственности исполнителей на всех уровнях управления.

Источник: © РАНХиГС

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться