Эксперт Высшей школы правоведения ИГСУ РАНХиГС Валерия Романова прокомментировала ряд резонансных позиций Верховного Суда РФ

Март 31, 2022

Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы и доцент Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Валерия Романова прокомментировала ряд резонансных позиций Верховного Суда РФ о порядке исчисления и восстановления процессуальных сроков при взыскании судебных расходов.


В рамках первого дела Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 15 февраля по делу № 50-КГ21-7-К8, в котором уточнил, как следует исчислять срок подачи заявления о возмещении судебных расходов.

«Адвокатская газета» подготовила анализ данного дела и попросила ведущих адвокатов по разрешению коммерческих споров прокомментировать позицию Верховного Суда РФ.

 

В качестве эксперта с комментариями по этому делу выступила Валерия Романова, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, к.ю.н., доцент Высшей школы правоведения ИГСУ РАНХиГС и НИУ ВШЭ.

Валерия Романова отметила, что ВС РФ обратил внимание на важный вопрос для взыскания судебных расходов – на определение даты «последнего» судебного акта, принятием которого заканчивается рассмотрение дела и после принятия которого возможно взыскание судебных расходов в соответствии со ст. 103.1 ГПК РФ.

Она подчеркнула, что прямо вопрос того, с даты вынесения какого из «последних» судебных актов (суда апелляционной или суда кассационной инстанции) следует исчислять трехмесячный срок подачи заявления о взыскании судебных расходов, не решен ни в действующем процессуальном законодательстве, ни в одном из ключевых разъяснений по вопросу взыскания судебных расходов (Постановлении Пленума ВС РФ № 1). «В то же время вопрос определения даты “последнего” судебного акта, после вынесения которого возможно обращение с заявлением о взыскании судебных расходов, является существенным для реализации “выигравшей” стороной своего абсолютного процессуального права на взыскание судебных расходов с лица, подавшего необоснованный иск», – прокомментировала Валерия Романова.

Эксперт обратила внимание, что данный вопрос стал особенно актуальным после реформы 2018–2019 гг., когда в процессуальном законодательстве был прямо зафиксирован единый сокращенный трехмесячный срок обращения с заявлением как в рамках рассмотрения дел судами общей юрисдикции, так и в рамках рассмотрения дел арбитражными судами. До реформы в ГПК РФ в принципе отсутствовало указание на срок, в течение которого может быть подано такое заявление и суды общей юрисдикции на практике могли рассматривать такие заявления в срок вплоть до трех лет – в рамках общего срока исковой давности. В АПК РФ до 2018 г. был установлен шестимесячный срок обращения с заявлением о взыскании судебных расходов, разъяснила Валерия Романова.

По мнению адвоката, четкое указание Верховного Суда на то, что трехмесячный срок подлежит расчету с даты принятия «последнего» судебного акта, которым может быть определение суда кассационной инстанции, направлено на преодоление поставленного вопроса. Валерия Романова отметила, что такое разъяснение полностью соответствует целям и задачам механизма взыскания судебных расходов, а также обеспечивает практическую реализацию основополагающих принципов процесса – равноправия, состязательности и баланса интересов сторон. Она также добавила, что определение Суда полностью соответствует формирующейся судебной практике по вопросам взыскания судебных расходов в рамках рассмотрения дел как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах.

Она добавила, что ранее ВС РФ вынес Определение от 21 декабря 2021 г. № 6-КГ21-3-К2, в рамках которого также стоял аналогичный вопрос. Тогда он подчеркнул, что «последним» судебным актом для целей применения ст. 103.1 ГПК РФ также может быть определение об отказе в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии ВС РФ либо определение Судебной коллегии ВС РФ, заметила Валерия Романова.

С комментарием Валерии Романовой по Определению по делу № 50-КГ21-7-К8 можно ознакомиться в статье на сайте «Адвокатской газеты». Детальное мнение Валерии Романовой по Определению по делу № 50-КГ21-7-К8 также представлено на сайте «Адвокатской газеты».

В рамках второго дела 15 марта 2022 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 19-КГ22-1-К5 по делу о восстановлении процессуального срока для подачи заявления о взыскании судебных расходов по уважительной причине ввиду нахождения заявителя на самоизоляции из-за болезни супруги.

«Адвокатская газета» подготовила анализ данного дела и попросила ведущих адвокатов по разрешению коммерческих споров прокомментировать позицию Верховного Суда РФ.

В качестве эксперта с комментариями по этому делу выступила Валерия Романова, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, к.ю.н., доцент Высшей школы правоведения ИГСУ РАНХиГС и НИУ ВШЭ.

Адвокат АП г. Москвы Валерия Романова отметила, что в определении Верховного Суда, имеющем важное значение для практики, разъяснено, какие обстоятельства подлежат выяснению судом и доказыванию стороной при подаче заявления о восстановлении процессуального срока.

«При этом примечательно, что в настоящем деле Суд специально обратил внимание на такое актуальное в настоящее время основание для восстановления процессуальных сроков, как соблюдение режима самоизоляции лицом, находившимся в контакте с больными COVID-19. Соответственно, такое определение ВС РФ имеет важное значение для формирования правоприменительной практики как в целом по вопросу о возможности восстановления пропущенных процессуальных сроков, поскольку оно дает общие разъяснения относительно доказывания уважительного характера причин для пропуска срока, так и по применению такого специального основания для восстановления срока, как необходимость соблюдения режима самоизоляции в текущей эпидемиологической обстановке», – полагает она.

С комментарием Валерии Романовой по Определению № 19-КГ22-1-К5 можно ознакомиться в статье на сайте «Адвокатской газеты».

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться