Эксперт ИГСУ РАНХиГС Ольга Астафьева приняла участие в круглом столе по проблемам развития наставничества в России

Июль 11, 2022

Круглый стол «Наставничество – традиционная форма обучения и воспитания», который прошел 5 июля в Российской академии образования, привлек внимание экспертного сообщества возможностью обсудить теоретические и практические аспекты развития системы наставничества.

Тема мероприятия особенно важна в связи с Указом Президента РФ № 401 от 28 июня 2022 года «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» в 2023 году.

Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года педагогика и наставника»

«Обращение к ресурсам наставничества в современной системе образования продиктовано потребностями российского общества, как никогда ранее нуждающегося в системной работе не только с детьми, но и с теми людьми, которые формируют их личность», – подчеркнула президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева, открывая круглый стол. Она отнесла наставничество к эффективной форме воспитания и обучения, имеющей под собой очень глубокую историческую основу.

Разные стороны этого социокультурного феномена, его содержательность и глубина были раскрыты в выступлении первого заместителя Председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, члена-корреспондента РАО Любови Глебовой.

Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Григорий Гуров показал широкие возможности обращения к наставничеству в современных университетах. В развитие этой темы директор Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС, профессор Ольга Астафьева предложила рассмотреть наставничество в контексте задачи взаимосвязи системы образования и науки, как основы для формирования научных школ.

«Научная школа, как сложившееся сообщество, обеспечивает приращение новых знаний и трансляцию особого типа научной культуры в нескольких поколениях ученых. И роль наставника, как коммуникатора и носителя экспертного знания, как лидера, задающего вектора развития, огромна, – отметила эксперт. – Трансформирующиеся условия и формы ведения образовательной и научной деятельности (изменения в системе мотиваций и структуре коммуникаций; втягивание в процесс коммерциализации; распространение дополнительного и дистанционного образования; потребность в обновлении стандартов научного знания; рост конкурентоспособности; изменение демографической ситуации, а также этоса науки и др.) делают их все более динамичными и взаимозависимыми. Задача совершенствования научно-образовательной деятельности актуализирует проблему воспроизводства научных кадров в обществе».

С идеями о наставничестве как институте гражданского общества, как воспитательном ресурсе, обеспечивающем включенность молодежи в социокультурное пространство, преемственность в передаче опыта и полученных результатов в складывающейся в российском обществе новой системе социальных коммуникаций, поделились председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по просвещению Ольга Казакова; ответственный секретарь координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация» Алексей Гусев; председатель координационного совета Всероссийского общественного движения наставников детей и молодёжи «Наставники России» Дмитрий Бархатов, а также представители Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти – в том числе Минспорта России и Минпросвещения России, ведущих научных организаций и крупнейших вузов, всероссийских детских центров.

Институт государственной службы и управления наметил проведение ряда мероприятий в Год педагога и наставника, которые будут способствовать укреплению социального статуса преподавателя и ученого – наставников молодежи.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться