Эксперт ИГСУ РАНХиГС Тигран Занко выступил с докладом на Экспертно-консультативном совете при Комитете СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

Ноябрь 18, 2022

17 ноября 2022 года состоялось расширенное заседание Экспертно-консультативного совета и подкомитета по административному праву при Комитете СФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Ключевой темой повестки дня стали вопросы административной ответственности за недобросовестное использование средств индивидуальной мобильности.

С 1 марта 2023 года вступают в силу изменения в ПДД в отношении средств индивидуальной мобильности, внесенные Постановлением Правительства № 1769 от 2022 г. В докладе «Средства индивидуальной мобильности: новая реальность правового регулирования» директор Научно-исследовательского центра государственной службы и управления ИГСУ РАНХиГС Тигран Занко дал подробную оценку этой проблеме и предложил варианты ее решения, осветив зарубежную практику правоприменения в этой сфере.

Электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и аналогичные им средства индивидуальной мобильности (СИМ) попали в поле зрения законодателей не случайно. 50 кикшеринговых компаний в 90 городах России сдают в аренду до 330 тыс. самокатов. Сотни тысяч самокатов находятся в индивидуальном использовании. Российский рынок – это 15 млн пользователей и 55 млн поездок за сезон. К сожалению, вместе с количеством СИМ растёт и число происшествий.

По данным Научного центра безопасности дорожного движения за 6 месяцев текущего года в результате аварий СИМ погибли 6 человек, 382 получили ранения. Статистика за 9 месяцев показывает уже 838 ДТП с участием СИМ, где погибли 19 человек и ранено 870. По сравнению с предыдущим годом аварийность выросла вдвое. Причем, большинство инцидентов не регистрируется.

По мнению Тиграна Занко, средства индивидуальной мобильности  – весьма резонансное и противоречивое явление: «Статистика использования СИМ (в особенности электросамокатов) бьёт все рекорды, показывает взрывной рост. За эффективными и безопасными СИМ – будущее. СИМ удобны, у них есть добросовестные пользователи, которые регулярно используют для прогулок по городу, поездок на работу, понимают, осознают и минимизируют все риски. Но в то же время необходима правовая и организационная защита от недобросовестных пользователей СИМ, которым эта опасная игрушка стала доступна», – полагает эксперт.

Докладчик сделал акцент на правовом статусе использования СИМ, подчеркнув отсутствие правового регулирования в этой сфере и проанализировав существующее законодательство в применении к владельцам СИМ в части технического обслуживания, превышения допустимой скорости движения, использование звуковой и световой сигнализации, перевозки пассажиров, езды без защитного шлема, использования наушников во время езды, управления транспортным средством в нетрезвом состоянии.

«Административные штрафы ничтожно малы в сравнении с общественным вредом от участившихся случаев нарушений ПДД со стороны владельцев СИМ, – полагает Тигран Занко. – В зарубежной практике такие нарушения сопоставимы со стоимостью самого транспортного средства.  Правовое регулирование должно обеспечить безопасность пешеходов, других участников дорожного движения и самих владельцев СИМ», – резюмировал спикер.

Нравится
Поделиться