В ИГСУ РАНХиГС стартовала конференц-сессия «Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы»

Май 17, 2023

15 мая в Институте государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС прошло заседание секции «Молодежная политика в современной России». Обсуждение этой темы, особенно значимой с учетом современных вызовов, возникших перед нашей страной, прошло в рамках организованной институтом международной конференц-сессии «Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы».

Дискуссия, модераторами которой выступили заместитель министра высшего образования и науки Ольга Петрова и директор центра государственной службы и управления ИГСУ РАНХиГС Тигран Занко, объединила не только теоретиков молодежной политики, но и практиков – проректоров вузов по воспитательной политике, руководителей местных органов исполнительной власти и молодежных общественных движений.

В приветственном слове и. о. директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин подчеркнул, что в число участников секции «Молодежная политика в современной России», открывшей в этом году конференц-сессию, вошли представители Минобрнауки, АНО «Россия – страна возможностей», вузовского сообщества и местных органов исполнительной власти.

«Наша основная задача – совместными усилиями разработать действенные механизмы российской молодежной политики как инструменты развития нашей страны и обеспечить системное взаимодействие для отработки обратной связи с быстрой апробацией предлагаемых мер. Как руководитель структурного подразделения вуза я заинтересован и в предложениях по усилению управленческих образовательных программ», – отметил он.

Один из вызовов, стоящих сегодня перед российскими университетами в сфере воспитания, заместитель министра высшего образования и науки, слушатель программы Doctor of Public Administration (DPA) ИГСУ РАНХиГС Ольга Петрова обозначила как необходимость выстраивания «бесшовной» модели работы с молодежью.

«В последние годы мы наблюдаем тектонические сдвиги в сфере воспитания и молодежной политики, целенаправленные действия позволяют создать из разных пазлов единую бесшовную систему пространства молодежной политики, обеспечивающую целостность процесса воспитания вне зависимости от уровней образования. Наша общая задача с университетами, регионами, АНО “РСВ”, Российским обществом “Знание”, РДДМ последовательно продолжать линию действий по формированию зрелой бесшовной модели воспитания и молодежной политики, преемственности лучшего опыта воспитательной работы в общеобразовательных организациях, действий по формированию логических цепочек эффективной коммуникации, как проректорского сообщества, так и администраций вузов с региональной властью и общеобразовательными организациями в регионах. В основе этой модели, безусловно, молодой человек, обучающийся, и мы уже видим определенные положительные результаты в практиках работы наших университетов», – отметила она.

«Возможность получать открытый и быстрый доступ к саморазвитию (развитию своих компетенций) – показатель зрелости и качества молодежной политики на государственном уровне, в наших государственных учреждениях. И, безусловно, воспитательная деятельность как фундаментальная составляющая молодежной политики – это многогранный процесс, который постоянно находится в процессе развития. Задача наших учреждений – выстроить модели бесшовного взаимодействия и работать в формате “опережающего развития”», – подчеркнула замглавы Минобрнауки.

К слову сказать, задачу создания «бесшовной» системы воспитания при переходе от школы к вузу в частности уже решает «Движение первых», объединяющее ребят от 6 лет и до вузовского возраста, а также преподавателей и родителей, сообщила заместитель председатель правления по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти РДДМ «Движение первых» Соня Погосян. Например, через приглашение студентов на должность вожатых в лагерях летнего отдыха детей или через участие школьников в «университетских сменах», способствующих профориентации учащихся.

Созданию максимальных возможностей для объединения талантливых ребят страны и вовлечения вузовской молодежи в активную внеучебную работу способствуют и проекты президентской платформы «Россия – страна возможностей», рассказал заместитель гендиректора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

«По нашим оценкам, в активную деятельность российских университетов можно вовлекать 55-60% вузовской молодежи. Но для этого должны быть “втягивающие” истории. Одна из них – запуск в университетах Центров компетенций. В нем участвуют уже 203 вуза, оценку проходят более 400 тыс. студентов, в том числе в этом году – более 250 тысяч. Cоздана база данных с информацией про каждого: где и как он учится, каков его психологический профиль, потенциал, возможности и др. Этой информацией по четырем главным трекам – Образование и наука; Молодежной предпринимательство; Лидерство; Карьерный трек – мы готовы делиться и уже делимся с университетами. Планируется, что к 2025 году эту оценку пройдет половина студентов наших вузов – около 2 млн человек. В итоге каждому можно будет предложить индивидуальный формат развития, будь то патриотическое воспитание, научная деятельность университета или волонтерское движение. Мы создали оценку по 11 компетенциям, показывающую, что может каждый из студентов. Пожалуйста, используйте нас максимально! А в ряде регионов мы уже взаимодействуем с органами исполнительной власти, и часть ребят, еще обучаясь в вузах, получают приглашения на работу. В частности, в различные органы муниципальной власти получили приглашения около 200 ребят в Нижегородской области», – уточнил Дмитрий Гужеля.

«Основная цель государственной молодежной политики и воспитательной деятельности  –  создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности: на основе традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества, исторических и национально-культурных традиций; способной к их защите, на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития, деятельного участника и соавтора технологических решений и прорывных достижений», – отметил проректор по молодежной политике Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского Сергей Елькин.

«Студенческая среда – это одновременно пространство и развития, и конкуренции», – полагает проректор по воспитательной работе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Дмитрий Лоевский. – Инструментом измерения и мониторинга культурного и социального развития как отдельного студента, так и академической группы, по его мнению, может стать «Рейтинг внеучебной деятельности» студентов УрФУ. Это уникальная информационная система, позволяющая в разнородной и обширной студенческой среде замечать активных студентов, а главное – управлять деятельностью студенческих организаций, собранных в пирамидальную структуру. Рейтингование – распространенная практика оценки уровня конкурентоспособности как отдельных мероприятий, программ, так и вузов в целом. Мы положительно оцениваем уже существующие системы рейтингования и с помощью корректировки и сочетания их в единое целое предлагаем сделать их универсальными для университетов нашей страны», – поделился спикер.

Как рассказала проректор по молодёжной политике и воспитательной деятельности Костромского государственного университета Ольга Скрябина, по результатам Всероссийской молодежной исследовательской экспедиции «Путь студента» можно говорить об основных акцентах методического сопровождения реализации молодежной политики и воспитательной деятельности в вузах.

«Главное – молодежная политика делается молодежью: не для и не вместе, а самой молодежью, – утверждает она. – Задача профессионалов – сопровождать этот процесс и самим постоянно самосовершенствоваться в нем. Поэтому главные задачи команды проректора, в которую обязательно входят преподаватели (особенно кураторы и наставники), – понимать актуальные цели развития страны, знать, что происходит в молодежной среде, быть интересными и открытыми для взаимодействия, иметь развитые компетенций в области воспитания и работы в команде».

Начальник управления образования городского округа г. Чкаловск Нижегородской области Алексей Кутейников поделился идеями и наработками, которые позволят воспрепятствовать оттоку молодежи в малых городах.

«Задача создания условий, мотивирующих молодежь остаться в городе, решается в тесной кооперации с управлением культуры, туризма, спорта и молодежной политики», – полагает он.

Спикер отметил важность реализации федеральных и региональных инфраструктурных программ на уровне муниципалитета, взаимодействия с вузами, Ассоциацией промышленников и предпринимателей по профориентации школьников. В качестве значимых задач Алексей Кутейников назвал вовлечение молодёжи в организацию и проведение молодёжных мероприятий, включение в событийный туризм Чкаловска; развитие системы поддержки молодёжных инициатив, мероприятий по трудовой миграции молодёжи в малые города.

По словам директора по развитию молодежной политики РАНХиГС Алексея Спирина, решая сегодня важные вопросы, пусть и в рамках небольших проектов, студенты готовятся к решению серьезных государственных задач.

«Мы сделали ставку на студенческое самоуправление, превратив студента в субъект принятия решений на уровне Академии. В итоге последние три года РАНХиГС неизменно побеждает в конкурсах студенческого самоуправления и стала абсолютным победителем конкурса студсоветов Москвы, – поделился он. – Но к воспитательной работе должны подключаться и преподаватели. В рамках образовательных программ они должны решить триединую задачу: воспитать студента патриотом и гражданином; прививать ему крепкие семейные и трудовые ценности; вооружить компетенциями, необходимыми для вхождения в жизнь. И эту функцию мы должны держать!».

Сомодератор секции, директор центра государственной службы и управления ИГСУ РАНХиГС Тигран Занко уверен, что молодежь – это динамическая, энергичная и инновационная сила, которая способна внести свежий вклад в развитие общества.

«Мы стремимся создать условия, при которых каждый молодой человек сможет раскрыть свой потенциал и внести свой вклад в общее благо. Наша задача – не просто подготовить следующее поколение к жизни, но и помочь им формировать будущее, в котором они будут жить. Это требует инвестиций, ресурсов, инициативы и творческого подхода», – подытожил эксперт.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться