Как управлять проектами в условиях неопределенности? Рассказывает преподаватель программы МВА «Управление проектами» Андрей Иванов

Ноябрь 9, 2023

Преподаватель программы МВА «Управление проектами» Института государственной службы и управления (ИГСУ) Президентской академии РАНХиГС, директор департамента капитального строительства УК «Полюс» Андрей Иванов рассказал в интервью Executive.ru, какими качествами должен обладать руководитель в сфере проектного управления и чем ему в этом поможет программа МВА.

Виды методологий проектного управления

 

– Андрей Владимирович, расскажите, пожалуйста, что собой представляет методология управления проектами и насколько она сейчас востребована?

– Мы живем в эпоху новых веяний и изменений. И методология проектного управления как никогда востребована в таких условиях. Ведь проекты — это достижение целей в условиях неопределенности и рисков. А мы как раз живем в условиях, когда риски усиливают друг друга и динамично меняются. Управление изменениями и рисками, концентрация на детализации облика результата проекта — предмет изучения методологии проектного управления.

– Какие существуют виды методологий управления проектами?

– Есть методологии классические, гибкие и гибридные. Классические методологии — это когда мы каскадируем цели и в общем понимаем последовательность действий. Для больших и сложных проектов эти методологии укрупненно работают, но не всегда.

Гибкие технологии пришли к нам из сферы разработки программного обеспечения, и сейчас находят широкое применение в самых разных сферах бизнеса. Суть вот в чем: когда в проекте степень неопределенности очень высока, проще на ходу договариваться с компактной командой профессионалов, чем плодить тонны документации по управлению проектом, которая утрачивает актуальность сразу после или даже в процессе написания. Гибкие технологии помогают двигаться к цели, удерживая в голове образ результата, постоянно его уточняя и на ходу согласовывая действия по его достижению.

Между классическими и гибкими методологиями нашли свое применение гибридные, когда традиционный подход органично совмещается с гибким. Есть еще вертикальное разделение методологий, когда мы говорим не про процессный подход к управлению проектами, а продуктовый. Это отдельный класс методологий, где исходя из итоговой ценности для клиента, мы выстраиваем логику действий, чтобы создать продукт максимально отвечающий запросу.

Конкретных методологий довольно много, и в рамках программы МВА «Управление проектами» мы их все рассматриваем с точки зрения применимости к отечественным реалиям. А также анализируем практические стандарты проектного управления, разработанные и применяемые в России.


Тенденции в сфере управления проектами

1
– Появляются ли новые методологии проектного управления?

– Да, конечно. Активно развиваются продуктоориентированные методологии. Очень интересно наблюдать за развитием подхода PRINCE2 — управление проектами в контролируемом окружении. Этот подход пришел к нам из ИТ, но сейчас де-факто стал стандартом реализации проектов государственно-частного партнерства во многих странах. Его ключевой особенностью является наличие в команде обязательной роли «ключевого пользователя», который постоянно уточняет свои ожидания от продукта.

В современных строительных проектах используется методология «продвинутого пакетирования работ». Это выделение в проекте технологически и экономически замкнутых блоков работ. Если упростить, в терминах возведения здания мы отдельно планируем открытие фронтов работ по устройству фундамента, возведения каркаса, устройству инженерных сетей, облицовки и т.д.

– Вы видите какие-то еще интересные тенденции в сфере управления проектами?

– Управление проектами — это такая сфера, где постоянно все меняется. Сейчас, например, я вижу тенденцию введения подхода поведенческих финансов в контекст принятия решений по проектам. Безусловно, сейчас ощущается влияние модных современных технологий, таких как искусственный интеллект и др. Это, с одной стороны, облегчает задачу рутинных операций по реализации проекта. С другой стороны, требует содержательного анализа областей, где для принятия решения необходимо участие человека.

– Где можно, а где нельзя допускать технологии к принятию решений?

– Цифровизация значительно усиливает экспертизу руководителя проекта, потому что высвобождается время на поиск творческих, нестандартных решений. Мы видим в практической деятельности применение нетрадиционных систем поддержки принятия решений в части сложных проектных задач. Я имею в виду инструментарий теории решения изобретательских задач, теории ограничений, дизайн-мышления. Все эти инструменты зародились в других отраслях, но вполне находят применение в проектном управлении.

Сейчас я вижу угасание волны всеобщего увлечения Scrum и Agile. Лет пять назад они казались «лекарством от всех болезней». Но со временем выяснилось, что, как и у любого инструмента, у них существует свой ареал продуктивного использования.


Выбор методологии для проекта

1
– Как определить, какая из множества методологий наилучшим образом подходит для реализации конкретного проекта?

– Тут не обойтись без личного опыта. Только исходя из вашего практического опыта и понимания, что работает, можно сделать выбор. Мы со слушателями делаем это совместными усилиями. От программы идет теоретическая составляющая и практика, от  слушателей — личный опыт, к которому можно «приземлить» предлагаемые инструменты. Причем часть инструментов мы сразу откладываем в сторону, если они, исходя из практического опыта, оказываются неприменимы в конкретной среде.

Такой двусторонний процесс позволяет достаточно быстро сформировать компактный перечень инструментов, подходящих для конкретного проекта. Но важно понимать, что перечень этих инструментов не будет раз и навсегда одним и тем же. Он будет динамично изменяться, потому что и человек изменяется, и потребности компании меняются. И поэтому то, что работало полгода назад, может оказаться не актуальным сейчас. А то, что мы отложили полгода назад, может стать наиболее подходящим.

К сожалению, мировая статистика ведущих институтов по управлению проектами говорит о том, что не менее 2/3 проектов завершается либо со срывом сроков, либо с превышением бюджета, либо с неполным выполнением обязательств по качеству. Или все вместе взятое. Проектное управление — это не Хогвартс, где вы выучили заклинание, и теперь по взмаху волшебной палочки в больших проектах не возникает проблем и они всегда завершаются в срок. Мы учим тому, что проблемы обязательно будут, и это очень интересно, потому что это нас развивает. Мы не можем гарантировать отсутствие проблем в проектах, но можем гарантировать, что вы научитесь видеть их заранее и планировать меры реагирования. Научитесь минимизировать вред или обращать вред в пользу.

– Можно ли выделить личные качества, которые особенно важны в сфере проектного управления?

– Есть три ключевых характеристики руководителя проекта, которые вполне можно в себе вырастить. Первое и самое главное — не бояться изменений и рисков. Второе — быть командным игроком. Проекты не реализуются в одиночку, это коллективная работа. Третье — умение мыслить в терминах действий. Когда мы видим проблему в проекте, мы должны думать о путях ее решения, а не рассуждать о том, что мир несправедлив.


Кто приходит учиться на программу МВА «Управление проектами»

1
– Для кого была разработана программа МВА «Управление проектами»? Кто на нее приходит и для чего?

– «Управление проектами» — это программа МВА, трижды сертифицированная по стандартам национальной ассоциации управления проектами «СОВНЕТ» и одновременно сертифицированная по стандартам одной из крупнейших мировых ассоциаций MBA. Но несмотря на то, что у программы есть отличная традиция, она ежегодно обновляется, чтобы вобрать в себя все важное новое.

Слушатели программы — это владельцы бизнесов и топ-менеджеры, руководители высшего и среднего уровня. Программа была разработана для тех, кто хочет реализовывать проекты, приближающие компанию к достижению ее стратегических целей. Топ-менеджменту мы помогаем получить целостную картину того, как проекты вписываются в стратегию компании и способствуют росту прибыли. Руководителям высшего звена мы помогаем разобраться, как укрупненные ожидания собственника каскадировать в измеримые показатели проектов в проекциях финансов, маркетинга, ИТ, управления персоналом и т.д. Руководителям проектов мы даем операционный инструментарий, помогающий двигаться в сторону реализации стратегии в терминах регулярных задач.

Наш подход заключается в том, что мы обучаем управлению не абстрактными проектами, а теми конкретными, которые есть у наших слушателей. Мы приглашаем их рассказывать о проблемах в их рабочих проектах, а затем вместе разбираемся в том, как найти результативное решение. Нам важно, чтобы люди взяли инструментарий, применили его к своей среде и вернулись с обратной связью, получилось ли. Если не получилось, мы либо даем дополнительные инструменты, либо настраиваем имеющиеся.

Мы разбираемся, почему те или иные инструменты сработали или не сработали. Такое постоянное обращение к практике позволяет достаточно быстро стабилизировать инструментарий. Для меня лично самое приятное, когда наши слушатели выходят не просто обогащенные знаниями, но с опытом «приземления» этих знаний на практике, с пониманием, что это действительно работает.

– Каков состав слушателей, из каких отраслей они чаще приходят?

– Наблюдая с десяток лет за составом наших слушателей, могу сказать, что он очень сильно меняется в зависимости от экономической ситуации. Например, сейчас много слушателей из строительства, страна активно строится. Довольно много слушателей из ИТ, которые занимаются цифровой трансформацией. Есть представители финансового сектора, который тоже динамично развивается. И примерно треть слушателей работает в государственном секторе.

Возраст слушателей в основном 30-45 лет, потому что ограничением к поступлению на программу является наличие управленческого опыта. Приходят зрелые управленцы, которые уже достаточно много повидали на своем пути и теперь ищут систематизации знаний. И мы помогаем им структурировать и упорядочить свой опыт. Ведь самое ценное на программе МВА — взаимное обогащение опытом и знаниями, синергия, которую группа формирует внутри. Именно по этой причине программа очная.


Как происходит обучение на программе МВА «Управление проектами»

1
– Какие форматы обучения вы используете на программе?

– У нас есть лекции, но это не тот академический формат, где профессор монотонно что-то вещает, а студенты изнемогают от скуки. Формат наших лекций — это диалог. Бывает, что лектор задает вопросы, а слушатели отвечают на них и таким образом приобретают знания. То есть живой диалог обязателен. Вторая важная отличительная черта лекций — это обязательная практическая часть. То есть любой термин, инструмент, понятие мы рассматриваем в практике проектов слушателей.

Семинары организованы по тем же принципам, но на них приоритетны практические задания, которые берутся из проблематики слушателей. У нас много командных практических упражнений. Например, в заданных условиях определить размер допустимых потерь при реализации проекта по цифровой трансформации бизнеса. Одна команда ищет решение, а другая выступает в роли оппонента.

Есть еще один важный момент в обучении — все дисциплины связаны друг с другом. Команды отрабатывают сквозные проекты, реализация которых разворачивается по мере последовательного прохождения дисциплин. В конце они превращаются в итоговые проекты, которые можно реализовать на практике.

Также мы приглашаем в качестве гостей топ-менеджеров компаний, которые готовы делиться своим опытом и отвечать на вопросы слушателей. Это люди высокого уровня, которые делятся своим видением текущей ситуации, возможных угроз и мер по противодействию им.

– Что вы считаете сильными сторонами вашей программы?

– Во-первых, мы всегда персонифицируем рекомендации. Во-вторых, делаем акцент на нестандартности решений. В-третьих, мы ориентированы на практику, это наш основной приоритет. И в-четвертых, обратная связь от слушателей по практике применения. Есть определенная последовательность дисциплин, но их наполнение и содержание определяется  с учетом полученной обратной связи от слушателей.

– Какой совет вы могли бы дать тем, кто выбирает программу в сфере управления проектами?

– Тут, наверное, рекомендации будут достаточно стандартны. Смотрите на преподавательский состав: чем больше практикующих специалистов, тем лучше. Например, в нашей программе МВА «Управление проектами» семь преподавателей вошли в топ-50 лучших преподавателей по программам МВА в России, составленным порталом Mba.su по опросам выпускников. Смотрите на наличие инструментов, которые вы сможете применить в своей работе. И смотрите на отзывы выпускников: насколько им помогла эта программа. Есть множество ресурсов с честными отзывами, почитать их всегда полезно.

 

👉 Узнать больше о программе MBA «Управление проектами»

 


Источник интервью: E-xecutive.ru  

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться