В Президентской академии состоялась открытая лекция о политической теологии православия

Март 1, 2024

28 февраля 2024 года в рамках проекта «Диалоги» в Президентской академии состоялась открытая лекция доцента Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева Владимира Петрунина «Политическая теология православия: современный дискурс». Организаторы – Институт государственной службы и управления (ИГСУ) и Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА).

Представляя гостя Академии, директор программы факультета государственного и муниципального управления ИГСУ Игорь Гудков отметил актуальность темы в контексте нынешней геополитической ситуации.

«Политические деятели прошлого, например Александр Невский, в свое время тоже стояли перед проблемой цивилизационного выбора, – подчеркнул он. – При всех напастях православие было тем якорем, который позволял нашему государству устоять. Россия является флагманом в отстаивании христианских ценностей перед всем миром, и Академия уделяет пристальное внимание этой тематике».

Почему сейчас актуальна политическая теология, каковы ее особенности и место в современной науке? Каковы особенности политической теологии православия в свете конфессиональных различий? Где точки соприкосновения между политической теологией Русской православной церкви и современными геополитическими событиями? Эти и другие вопросы раскрыл лектор.

Спикер рассказал о концепции секуляризма (лат. saecularis – мирской, светский), суть которой в том, что религия считается личным делом гражданина, одной из составляющих его частной жизни, и не выносится в публичное поле.

«Секулярная модель, как и атеизм советского времени, не оправдали себя, – полагает лектор, – в частности потому, что ограничивали участие людей религиозных в публичной политической жизни».

В современном мире актуальна постсекулярная теория, которая переосмысливает роль религиозных институтов в политическом дискурсе, утверждает Владимир Петрунин, опираясь на труды философов и социологов Юргена Хабермаса, Карла Шмитта, Михаила Бакунина. В постсекулярном обществе стал возможен диалог верующих с атеистами, а религиозные объединения стали реальной политической силой. В частности, рост влияния мусульманских общин в Западной Европе и так называемый «исламский фактор» стал триггером к возвращению христианства в публичную сферу.

Лектор сделал экскурс в историю концепций, связанных с государственным управлением, начиная с Римской империи, отметил место политической теологии в реальном устройстве политической сферы общества и очертил предметное поле ее применения: власть, права и свободы граждан, справедливость, общее благо, культура и другие аспекты жизни общества. Однако классическая теология отвечает на вопрос «как спастись в современном мире», то есть обращается к теме божественного участия в мироустройстве, обращает внимание автор лекции. Взаимосвязь политики и «спасения» является ключом определению термина «политическая теология» в академическом дискурсе, резюмирует он.

В ходе лекции слушатели ознакомились с терминологией в этой области научного знания, точками зрения различных философов в этой сфере, критикой секулярных теорий и современными социально-политическими теориями, ратующими за возвращение теологии в общественный дискурс.

Автор сделал обзор действующих православных церквей, их социальных доктрин, позиций по политическим вопросам современности и взаимоотношений с государством и дал развернутый анализ специфики политической проблематики в различных ветвях христианства. На конкретных примерах он пояснил позиции Константинопольского и Московского патриархатов по вопросу демократических либеральных ценностей.

Лектор выделяет православие как отдельную цивилизацию, Россию – как его носителя, а религию – как фактор идентификации человека. Источником международных конфликтов, по его мнению, является насаждение демократических ценностей западных цивилизаций. Эксперт обращается к речи митрополита Киевского Илариона «Слово о Законе и Благодати», относящейся к ХI веку и открывающей мессианскую роль России в мире. Идея мессианства сформировала множество российских богословов и философов: от Бердяева до Достоевского, отмечает автор. Россия представляет собой самобытное государство-цивилизацию и видится защитником православия в современном мире.

Лекция вызвала множество вопросов заинтересованных слушателей. Дискуссию вызвала концепция оправданного гражданского сопротивления в религиозных традициях мира, кризисные явления в Русской Православной Церкви и другие вопросы.

Молодежь, которая придет к управлению государством, должна помнить о самобытных началах в его основе, руководствоваться законом о равенстве всех конфессий и задачей создать некий общий дом, где гармонично взаимодействуют представители разных религий, которых скрепляют одинаковые традиционные ценности, резюмировал лектор.

«Лекция была особенно интересна для меня, как студента факультета государственного и муниципального управления. В глобальных условиях кризиса, которой затрагивает не только социальную, экономическую, политическую, но и духовно-нравственную сферу, особенно важно уделять внимание этому вопросу», – считает 3 курса программы «Внутренняя политика и лидерство» Сергей Клычников.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться