В Академии немецкие и российские эксперты сравнили западные и российские ценности

Ноябрь 23, 2016

23 ноября в Президентской академии прошел круглый стол «Динамика мировых ценностных ориентиров перед лицом глобальных вызовов». Организаторами мероприятия выступили Президентская Академия, Институт государственной службы и управления РАНХиГС и фонд Конрада Аденауэра.

Мероприятие открыли проректор РАНХиГС Андрей Марголин и директор ИГСУ Игорь Барциц. В своем вступительном слове Игорь Барциц  отметил важность обсуждаемой темы и начал с некоторых провокационных заявлений, рассчитывая таким образом вызвать участников на дискуссию. «Скоро Новый год, и мы с радостью будем наряжать елку, — сказал он. — Эту прекрасную традицию придумал немец Мартин Лютер. И российские граждане следуют ей долгие годы. Если посмотреть на текст хартии Евросоюза об основных правах, он совершенно не противоречит нашим ценностям: мы также уважаем права человека, выступаем за толерантность и прочее. Однако мы еще не пришли к новым европейским веяниям о том, что те, кто родил и воспитывает ребенка теперь будут делиться на «родитель №1» и «родитель №2», а по-прежнему называемся «мама» и «папа». Надеюсь, и не придем».

Руководитель Представительства фонда Конрада Аденауэра в России Клаудия Кроуфорд поприветствовала российскую сторону и выразила надежду на выявление основных различий между ценностями Европы и России и возможность их синтеза. «Мы видим разные основы и предпосылки для возникновения ценностей: культурный фон, историческое наследие -порой один и те же слова имеют разное наполнение», — подчеркнула она.

В программу конференции вошли три секции: «Европейские ценности: взгляд из Германии», «Неизменные ценности в меняющемся мире: взгляд из России», «Общие ценности и непреодолимые различия. Общая дискуссия».

В ходе заседания первой секции с докладом «Западные ценности – ожидании и реальность» выступил внештатный профессор философских вопросов современности Института философии при Институте Хайлигенкройц (Вена) Кристофер Бер. Он выдвинул семь тезисов, в которых отметил, что западные ценности не универсальны, они имеют культурную специфику: «Центральное место в европейской культуре занимает человек, как субъект и индивидуум, и его может ограничивать только право, а также личные нравственные категории: совесть и достоинство. Свобода слова и мнений – высшая ценность. Западная культура одушевлена верой в силу свободы».

О западных ценностях как о самообучающейся системе свободы и достоинства говорил и бригадный генерал в отставке Армин Штаигис. «Система западных ценностей не ограничивается географически, она уже распространилась далеко за пределы Европы, — сказал он. – В центре этих ценностей не государство, а человек. Эта система призвана устанавливать баланс между властью и интересами».

Проблему конфликта ценностей затронул в своем выступлении глава представительства банка Helaba Хайнрих Штайнхауэр. Он заговорил о ценностном конфликте, связанном с большим количеством мигрантов. «В Германии многоженство запрещено и карается законом, — напомнил он. – А у нас теперь живут люди из стран, где это в порядке вещей. Перед немцами и другими европейцами эти проблемы встают во весь рост». Он также отметил большое влияние экономики на ценностные ориентиры.

В рамках второй секции выступил заведующий кафедрой ЮНЕСКО ИГСУ, профессор Владимир Егоров, который обратил внимание присутствующих на некоторую мифологичность утверждения неустойчивости мира и постоянном его изменении. «В мире должны быть устойчивые истины и ценности, непоколебимые нравственные ориентиры, — подчеркнул он. – Люди сами порождают хаос, сбивая эти ориентиры. Обращу внимание немецких коллег, которые говорили о том, что в ходе глобализации стираются границы между странами, а национальности на пути к исчезновению  — это идея не нова: ее пропагандировали коммунисты в начале прошлого века».

О культуре, как о мощном интегрирующем факторе, определяющем самоидентичность говорила директор Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ, профессор Ольга Астафьева: «Ценности и нормы помогают человеку осознать себя. Поэтому так важны национально-культурные традиции, патриотизм, свобода».

Игорь Барциц представил доклад о конституционном патриотизме. Теория конституционного патриотизма подразумевает не только учреждение и развитие институтов власти, предусмотренных основным документом, но и создание системы мер поддержки самой конституции. Конституционный патриотизм основывается на принципах, разделяемых всем обществом и зафиксированных в основном документе страны. Родившись в Германии, эта теория доказала свою состоятельность в истории и постепенно становится практикой гражданственности не только в объединенной Европе, она перешагнула через океан. Она способна, по утверждению И. Барцица,  не только объединить универсальные общечеловеческие ценности с национальными ценностями, но и сохранить многообразие сообществ. При этом основным началом концепции становится не национализм, а рационализм. Именно такой подход, считает Игорь Барциц, позволяет сблизить позиции разных государств на основе превалирования права, что в конечном итоге, продемонстрирует общность человеческих ценностей.

Заключительная секция «Общие ценности и непреодолимые различия» началась с доклада «Западная перспектива: почему у открытого общества есть будущее». Йоханнес Бонен отметил существенную разницу между нашими странами, которая состоит в отношениях между обществом и государством. Основные принципы немцев базируются на первых двух статьях Конституции Германии: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти(ст.1). Немецкий народ поэтому считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле (ст.2)». Реализация этих принципов возможна только в демократическом государстве. Открытое общество имеет огромный потенциал к развитию, оно гибко, легко воспринимает инновации и реагирует на них, оно имеет здоровые механизмы самоочищения, исправления ошибок, не нуждается в создании образа врага, поскольку его ключевой ценностью является человек и гуманизм.

В выступлении ректора Института подготовки научных кадров Национальной академии наук Республики Беларусь Игоря Ганчеренка «Ценностные ориентиры для интеллектуального лидерства» среди новых вызовов были отмечены нестабильность и неустойчивость ценностей в современном мире. Согласно проведенным социологическим исследованиям, в Беларуси отмечен активный поиск молодым поколением новых ориентиров. Интересно, что для молодежи Беларуси такое понятие как «толерантность» относится скорее к традиционным ценностям. Это, как считает Игорь Ганчеренок, вполне естественно для страны, которая находится на границе между Западом и Россией, между католицизмом и православием, страны, которая привыкла принимать существование различных ценностей.

Различие ценностных ориентиров стало основой доклада профессора кафедры «Юнеско» Кадырбеча Делокарова «Динамика ценностей и проблемы будущего цивилизаций».  Докладчик видит угрозу в чрезмерном, по его мнению, рационализме. «Есть ценности, имеющие цену, и есть ценности, которые бесценны, — сказал он. – Возрастание роли экономических ценностных ориентиров выносит за периферию современного мировоззрения морально-духовные ценности. Учитывая динамику развития науки, размытие нравственных ориентиров и такого качества знания, как его амбивалентность, возрастают и риски наличия будущего у самого человечества».

Проректор РАНХИГС Андрей Марголин в докладе «Управление по ценностям – новый тренд» рассказал о генезисе типов управления в менеджменте от самого простого – управление по поставленным заданиям, до самого актуального – управление по ценностям. Последнее предполагает наличие определенных ценностей в компании, на основе которых исполнитель сам ставит себе цели, наиболее точно отвечающие этим ценностям.  Развитие нового тренда поставило и новые вопросы для теории управления: кто должен формулировать эти ценности и для кого они таковыми являются? Проблемой для современного мира становится и разное понимание ценностей, поскольку не существует специальных русских или специальных немецких ценностей, есть только различие в их интерпретации.  И единственный конструктивный путь – это движение по пути их общего понимания.

Завершило круглый стол выступление Клаудии Кроуфорд, которая выразила надежду, что, несмотря на некоторые сохраняющиеся разногласия в подходах, речь, действительно, идет не о восточных и западных ценностях, а о тех принципах, которые объединяют все народы.

 

 

Заключительная секция «Общие ценности и непреодолимые различия» началась с доклада «Западная перспектива: почему у открытого общества есть будущее». Йоханнес Бонен отметил существенную разницу между нашими странами, которая состоит в отношениях между обществом и государством. Основные принципы немцев базируются на первых двух статьях Конституции Германии: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти(ст.1). Немецкий народ поэтому считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле (ст.2)». Реализация этих принципов возможна только в демократическом государстве. Открытое общество имеет огромный потенциал к развитию, оно гибко, легко воспринимает инновации и реагирует на них, оно имеет здоровые механизмы самоочищения, исправления ошибок, не нуждается в создании образа врага, поскольку его ключевой ценностью является человек и гуманизм.

В выступлении ректора Института подготовки научных кадров Национальной академии наук Республики Беларусь Игоря Ганчеренка «Ценностные ориентиры для интеллектуального лидерства» среди новых вызовов были отмечены нестабильность и неустойчивость ценностей в современном мире. Согласно проведенным социологическим исследованиям, в Беларуси отмечен активный поиск молодым поколением новых ориентиров. Интересно, что для молодежи Беларуси такое понятие как «толерантность» относится скорее к традиционным ценностям. Это, как считает Игорь Ганчеренок, вполне естественно для страны, которая находится на границе между Западом и Россией, между католицизмом и православием, страны, которая привыкла принимать существование различных ценностей.

Различие ценностных ориентиров стало основой доклада профессора кафедры «Юнеско» Кадырбеча Делокарова «Динамика ценностей и проблемы будущего цивилизаций».  Докладчик видит угрозу в чрезмерном, по его мнению, рационализме. «Есть ценности, имеющие цену, и есть ценности, которые бесценны, — сказал он. – Возрастание роли экономических ценностных ориентиров выносит за периферию современного мировоззрения морально-духовные ценности. Учитывая динамику развития науки, размытие нравственных ориентиров и такого качества знания, как его амбивалентность, возрастают и риски наличия будущего у самого человечества».

Проректор РАНХИГС Андрей Марголин в докладе «Управление по ценностям – новый тренд» рассказал о генезисе типов управления в менеджменте от самого простого – управление по поставленным заданиям, до самого актуального – управление по ценностям. Последнее предполагает наличие определенных ценностей в компании, на основе которых исполнитель сам ставит себе цели, наиболее точно отвечающие этим ценностям.  Развитие нового тренда поставило и новые вопросы для теории управления: кто должен формулировать эти ценности и для кого они таковыми являются? Проблемой для современного мира становится и разное понимание ценностей, поскольку не существует специальных русских или специальных немецких ценностей, есть только различие в их интерпретации.  И единственный конструктивный путь – это движение по пути их общего понимания.

Завершило круглый стол выступление Клаудии Кроуфорд, которая выразила надежду, что, несмотря на некоторые сохраняющиеся разногласия в подходах, речь, действительно, идет не о восточных и западных ценностях, а о тех принципах, которые объединяют все народы.

 

 

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться