Гайдаровский форум — 2017: ИГСУ следит за развитием аудита в России

Январь 17, 2017

Утро первого дня Гайдаровского форума-2017 началось в Академии с традиционной для ИГСУ секции, посвященной вопросам аудита и внешнего и внутреннего контроля. В этом году тема заседания была сформулирована так: «Аудит и контроль в России и мире: ожидания и реалии».

Модератор дискуссии директор ИГСУ Игорь Барциц приветствовал гостей и подчеркнул, что ежегодная встреча профессионалов в этой сфере позволяет начинать год с символического подведения итогов и составления «дорожной карты» развития отрасли. С основным докладом перед собравшимися выступил главный аудитор Банка России, заведующий кафедрой теории и практики государственного контроля ИГСУ Валерий Горегляд.

Он начал свое выступление с замечания, что предыдущие встречи проводились в условиях очевидного экономического спада, и главный контент дискуссии был связан с поиском решений, каким образом пережить спад и мобилизовать имеющиеся ресурсы, чтобы нивелировать тяжелые социально-экономические последствия.  Вопрос эффективного использования ресурсов, в первую очередь, государственных, стоял довольно остро, поэтому коллеги концентрировались на проблемах государственного аудита.

Нынешний гайдаровский форум проходит, как считает спикер, в условиях определенных позитивных экономических перспектив, что дает возможность шире взглянуть на проблему аудита – поговорить об аудите в частном секторе и аудите в секторе финансового посредничества. Тем не менее, невзирая на обнадеживающие показатели, мы сталкиваемся с довольно высоким уровнем экономической неопределенности. И это главная причина, по которой многие компании – 55% – не решаются на инвестиции. На эту неопределенность влияет много факторов: в первую очередь, доверие экономических агентов друг к другу, в тот числе доверие инвесторов к реальному сектору экономики и к финансовым структурам, включая банковские. И аудит тоже вносит негативную лепту в этот невысокий уровень доверия. Доверие к отчетности, в первую очередь, в финансовом секторе экономики, невысокое. Поэтому качеству аудита следует уделять самое пристальное внимание.

Российская экономика остро нуждается в инвестициях, которые возможны только при высоком уровне доверия. Институты внутреннего и внешнего аудита как раз призваны выполнять на финансовом рынке функции, обеспечивающие доверие к информации, на основе которой инвесторы и принимают свое решение. При этом значительно возрастает роль аудитора, его профессионализма и репутации. К сожалению, о высоком профессионализме не всегда удается говорить. Так, например, зачастую банки, у которых была отозвана лицензия, имеют подтвержденную аудиторами достоверность финансовой отчетности. В связи с этим Центральный банк, хоть и не является регулятором аудиторской деятельности, как один из основных потребителей этой информации заинтересован в передаче ему основных регуляторных и надзорных функций в этой сфере. «В целом эта позиция нашла поддержку в Правительстве Российской Федерации, и, думаю, вы знаете это из публикаций в прессе, процесс соответствующего нормативного оформления наших полномочий начат», — сказал Валерий Горегляд. Банк России как регулятор финансового рынка крайне заинтересован в развитии аудиторской отрасли и повышении качества ее деятельности, пресечении недобросовестных практик. «Мы, безусловно, хотим быть уверенными, если финансовая организация получила заключение аудиторов, то эта отчетность достоверна», — добавил он.

С точки зрения Банка России, внутренний аудит имеет довольно большой потенциал для защиты собственности участников финансового рынка. В целом за последнее время, отметил Валерий Горегляд,  кредитные организации накопили достаточно высокие компетенции в организации служб внутреннего контроля и внутреннего аудита. Службы внутреннего аудита успешно сопровождают расследование злоупотреблений, проверки внешнего аудита, проводят независимую оценку служб внутреннего контроля системы управления рисками и проверки эффективности методологии оценки банковских рисков. Однако не все безоблачно. Центральный банк выделяет три основных проблемы: в первую очередь, это проблема взаимодействия служб внутреннего аудита с менеджментом банков. Отношение к службам внутреннего аудита зачастую формальное: регулятор требует, регулятор по этим показателям оценивает банк, банк формально выполняет, но сущностную функцию во многих кредитных организациях эти службы не играют, а информация, которую они предоставляют, не находит нужной заинтересованности у менеджмента. Вторая проблема – низкий уровень качества. Большинство подразделений не имеют внутренних документов, регламентирующих оценку качества работы, менее трети служб внутреннего аудита проходят внешнюю оценку своей деятельности. Третья проблема – недостаточная квалификация кадров служб внутреннего аудита кредитных организаций.

Участники рынка дополняют этот список ЦБ своими острыми вопросами. Первое – вопрос использования внешними аудиторами результатов проверок внутренних аудиторов, то есть низкий уровень взаимодействия в работе. Банк России убежден, что проблему необходимо решать, потому что именно взаимодействие внешних и внутренних аудиторов есть тот непременный постулат, на основе которого только и может вестись эффективная работа.

Второе – повышение консалтинговой роли внутренних аудиторов. Сразу возникает вопрос: внутренний аудитор это кто? С одной стороны, это ревизор, который ищет ошибки, выявляет нарушения и принимает соответствующие управленческие решения для их недопущения и устранения. С другой стороны, он дает оценку бизнес процессам и гарантии собственникам, что эти процессы эффективны и работают на реализацию стратегических целей. Третье «лицо» внутреннего аудитора – доверенный советник, консультант. Спикер считает, что акцент деятельности внутреннего аудитора должен сегодня смещаться именно в область консультирования и выработки рекомендаций менеджменту и собственнику о повышении эффективности. В мире существует разные подходы к этому вопросу. Например, европейские коллеги с удивлением воспринимают информацию о консультировании внутренними аудиторами, а американские – наоборот, очень интенсивно консультируют и развивают эту функцию у внутренних аудиторов.

Третье – это качество предоставляемой внутренними аудиторами информации с точки зрения полноты, объективности, актуальности. К сожалению, в некоторых финансовых структурах эта информация носит поверхностный и малосодержательный характер.

Четвертое – слабая компетенция служб внутреннего аудита, недостаточное  использование новых технологий анализа больших баз данных, что в Центральном Банке считают важнейшей перспективой на ближайшее десятилетие. Пятая проблема – гармонизация стандартов работы аудиторов, шестая – совершенствование нормативной базы, седьмая – расширение возможностей внутреннего аудита в рамках консолидированных групп.

Заканчивая свое выступление, Валерий Горегляд кратко остановился на проблемах внешнего аудита на финансовом рынке. Многие из них схожи с вышеперечисленными: случаи предоставления недостоверной отчетности, низкое качество аудиторских услуг. Зачастую это вызвано отсутствием спроса на качественные услуги. Это сказывается на доверии инвесторов.

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Блинова отметила, что ее ведомство заинтересовано не только в развитии государственного аудита, непременно должен развиваться и аудит в частном секторе: «Взаимодействие государственного и негосударственного аудита, органов, его осуществляющих, — это очень важно для обеспечения открытости и прозрачности экономики, установления необходимого уровня доверия». Особое внимание Татьяна Блинова обратила на необходимость применения рискориентированных подходов при составлении стратегических программ развития, что позволяет заранее предусмотреть возможные «узкие места» и направить силы на их преодоление, тем самым обеспечив экономию финансовых ресурсов.

В вопросах необходимости устойчивой связи между внешним и внутренним аудитом коллегу поддержал начальник Контрольно-аналитической службы президенте ОАО «РЖД», восемнадцать лет проработавший аудитором Счетной палаты, Михаил Бесхмельницын. Необходимо найти точки соприкосновения, которые смогут минимизировать конфликт интересов между внутренним и внешним контролем. И задачу аудиторов спикер видит как раз в том, чтобы найти баланс интересов между частным бизнесом и государством.

О принципах борьбы с внутрикорпоративными мошенниками, которые делятся на два типа – «разовые», идущие на мошенничество, когда представилась возможность, и «хищники», устраивающиеся на работу именно с целью обогащения, – рассказал первый вице-президент «Газпромбанка» Иван Рютов. По его словам, справиться с этим явлением можно только одним способом — соблюдением корпоративной этики и сотрудничеством внутренних и внешних аудиторов.

Елизавета Филиппова, директор «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» подчеркнула особенность профессии аудитора: «Конфликт интересов заложен в саму суть профессии, ведь работу аудитора оплачивает аудируемое лицо». При этом профессионал должен суметь обеспечить выполнение  требований законодательства и не потерять клиента.  Одно из возможных решений этой проблемы Елизавета Филиппова видит в обязательной ротации аудиторов. Спикера поддержал Валерий Горегляд: «Я не вижу другого пути», — сказал он.

Начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков последовательно отстаивает важность применения предварительного контроля и считает его основным в своей деятельности. Мониторинг, анализ, выявление предпосылок нарушений определяют результат работы над проектом и эффективность работы контрольных органов.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться