Стартовал Съезд преподавателей французского языка-2017

Октябрь 10, 2017

9 октября начала работу научно-практическая конференция, которая является одним из основных мероприятий Франкоязычной лингвистической сети университетов-партнеров (Réseau Linguistique Francophone), куда входят более 130 российских университетов.

В этом году Съезд организован в партнерстве с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Мероприятие открыли ректор Президентской Академии Владимир Мау и директор Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Игорь Барциц. Они тепло поприветствовали участников и пожелали им плодотворной работы в стенах Академии на благо двусторонних отношений между Россией и Францией. Игорь Барциц поблагодарил не только присутствующих представителей французской дипломатии, но и тех, с кем ИГСУ успешно сотрудничал раньше, тех, кто уже завершил свои миссии в России.

Чрезвычайный и полномочный Посол Франции в России Сильви Берманн выразила гостям съезда свое почтение, и с сожалением отметила, что в России падает интерес к французскому языку. «Между тем, в мире числе франкоговорящих растет, — сказала она. – И я верю, что мы с вами совместными усилиями сможем укрепить связи между нашими странами, откроем новые центры, новые программы по обмену студентами и ситуация изменится».

С приветственным словом к участникам конференции обратилась первый заместитель министра образования и науки РФ Валентина Переверзева. «Съезд преподавателей французского языка – стал одним их ключевых мероприятий для укрепления и расширения образовательных франко-российских связей, — подчеркнула она. – Сегодня здесь собрались более 230 представителей около 100 учебных заведений России и 15 высших учебных заведений Франции. Эта площадка, где уже реализуется более десятка российско-французских образовательных программ, – одна из самых эффективных для обмена опытом между преподавателями».

Ведущая мероприятия, атташе по вопросам лингвистики и образования Французского Института Клодин Мокник предоставила также слово советнику по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в России Оливье Гийому.  Атташе по университетскому сотрудничеству Паскаль Коши рассказал гостям съезда о современном состоянии академического сотрудничества.

Съезд преподавателей французского языка традиционно включает три вида мероприятий:

  • обмен информацией о жизни сети партнерских университетов, а также обсуждение проблем академической мобильности и актуальных образовательных, лингвистических, академических и культурных событий во Франции и в России;
  • научная конференция по современным проблемам преподавания и изучения языков;
  • мастер-классы от французских и российских экспертов по теме съезда.

Съезд 2017 года посвящен вопросам преподавания французского языка студентам на начальном уровне.

Эффективное преподавание французского языка студентам на начальном уровне в настоящее время представляет важную задачу, особенно в современном контексте существенного сокращения изучения французского языка в средних школах. Вопрос преподавания языка на начальном уровне актуален как для лингвистических, так и для нелингвистических специальностей. Именно от его успешного решения зависит привлекательность французского языка в университетской среде. На Съезде рассматриваются следующие вопросы:

  1. Преподавание языка на начальном уровне в университете: особый подход.

Многие профессионалы согласны с тем, что преподавание языка на начальном уровне требует определенных навыков, однако данной теме посвящено очень мало исследований. Деятельности подход, который активно применяется преподавателями иностранных языков как во Франции, так и в России, предлагает достаточно однородную методику преподавания от начально до продвинутого уровня. В рамках данного подхода курс обучения рассматривается как постепенное углубление знаний, развитие умений и навыков посредством реализации различных видов речевой деятельности, которые остаются однотипными на различных этапах изучения языка.

Существует ли специальная методика обучения языку на начальном уровне? Иначе как объяснить, что многие преподаватели признаются, что испытывают сложности при работе с начинающими и чувствуют себя более уверенно со студентами, владеющими языком на уровне В1? Почему мы постоянно слышим, что именно на начальном уровне наиболее эффективны занятия с преподавателями, владеющими родным языком учащихся?

Студенты, начинающие изучать язык с нуля, как правило, имеют специфический профиль. Им около 20 лет, и они уже достигли высокого уровня лингвистического и металингвистического владения родным языком. Кроме того, они уже изучали, как минимум, один иностранный язык и часто владеют им на уровне B1. Выбирая еще один иностранный язык для изучения в университете, студенты зачастую уже немного владеют языком благодаря песням, фильмам или путешествиям. В чем же специфика работы с такими студентами, которых еще называют «ложными» начинающими? Можно ли говорить о существовании особенностей, характерных для обучения начинающих в университете?

  1. Преподавание языка на начальном уровне в университете. Программы обучения.

Преподавание языка начинающим ставит перед университетами не только дидактические, но и организационные задачи, связанные с составлением образовательных программ.

  • Студенты нелингвистических специальностей, начинающие изучать французский язык в университете, часто имеют четкие практические цели, например, продолжить обучение по одной из программ двойных дипломов или поступить в магистратуру во французский университет. Как эффективно организовать обучение языку таких студентов? Как и когда вводить специальный французский и французский для академических целей в программу обучения? Как наладить сотрудничество между преподавателями неязыковых дисциплин и преподавателями иностранного языка с начала обучения, чтобы поддерживать мотивацию студентов? Эти вопросы станут естественным продолжением тематики Съезда 2013 года, посвященного преподаванию французского языка для академических целей в университетах.
  • Количество студентов лингвистических специальностей, начинающих изучать иностранный язык с нуля в университете, также постоянно растет, что вынуждает преподавателей, привыкших обучать студентов, закончивших школы с углубленным изучением иностранного языка, полностью менять методику преподавания. Поступление в университет студентов с начальным уровнем, а также постоянное сокращение часов на изучение языка заставляют пересмотреть программы обучения студентов-лингвистов. Подготовить преподавателя за 5 лет, без сомнения, возможно, но как организовать обучение? Стоит ли предлагать студентам «подготовительный год» для униформизации уровня владения языком до слияния групп? Возможно ли разработать особые программы для бакалавриата? Как разработать эффективные программы обучения языку с нуля, которые станут залогом успешного освоения специальности?

 

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться