«Реальный репортаж»: мастер-класс Дмитрия Соколова-Митрича

Апрель 13, 2021

В гостях у студентов отделения продюсирования и культурной политики ИГСУ побывал известный российский журналист, лауреат конкурса «Золотое перо» Союза журналистов России, в недавнем прошлом заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», а сейчас генеральный продюсер Лаборатории «Однажды» Дмитрий Соколов-Митрич.


Дмитрий Соколов-Митрич – автор множества репортажей, лучшие из которых собраны в его книге «Реальный репортаж. Чему не учат на факультетах журналистики». Он бывал в горячих точках, в Беслане, в Кущевке, писал на различные остросоциальные темы. Несколько лет назад он создал собственный продюсерский проект Лаборатория «Однажды». В рамках проекта издано уже более десятка книг о российском бизнесе – от «Яндекса» до Росавтома. Обо всем этом и шел разговор на встрече со студентами.

– Что такое репортаж?

– Мне кажется, что наиболее простое и правильное определение дал мой приятель, известный фотожурналист Сергей Максимишин. Он сказал, что репортаж – это когда одни люди рассказывают другим о том, как живут третьи. Впрочем, это относится и к журналистике в целом.

– Что такое хороший репортаж?

– Формула плохого репортажа – это а+а+а, то есть постоянные смысловые повторы, а формула хорошего репортажа – это a+b+c+d. Каждая новая фраза должна давать новую информацию, новый поворот. Ехать по извилистой дороге – интереснее. Так же и в репортаже! Читателя или зрителя всё время нужно чем-то поражать, удивлять, рушить шаблоны.

– Можете назвать ваш любимый, наиболее удачный?

– Самому мне нравятся такие темы, которые не очевидны. Когда ты едешь писать о войне или теракте, с творческой точки зрения это более-менее простые задачи, как ни странно это прозвучит. Когда у тебя пули свистят над головой, трудно написать что-то неинтересное. Но мне больше нравятся ситуации, когда ты приезжаешь куда-то, где ничего не происходит… И ты вынужден искать что-то интересное. Например, так писался репортаж «Саратов должен быть разрушен» – кстати, командировка в этот город длилась десять дней, и состояла из десятков встреч и интервью с разными людьми.

– Как выбирать тему?

– Помимо тех случаев, когда тема «сама тебя нашла», мне кажется, выбирать ее нужно примерно так же, как придумывать любой продукт. Хороший продукт – это то, в чем люди испытывают потребность, но сами этого ещё не осознают. Журналист должен понять, какая тема витает в воздухе, созрела.

– С чего стоит начать подготовку?

– Нужно иметь общее представление о проблеме, какое-то стартовое ее видение. В 99% случаев эта гипотеза потом эволюционирует и меняется… И это прекрасно, это – живое. К этому просто нужно быть готовым. Очень важно найти человека, который будет помогать вам на месте – это может быть местный житель, знакомый знакомого или просто местные журналисты. Благодаря «диспетчеру» можно за что-то зацепиться, он может тебе обрисовать круг людей, которые так или иначе могут пригодиться.

Вообще у нас в Лаборатории «Однажды» есть правило: чтобы хороший репортаж появился, человек должен узнать в пять раз больше, чем написать.

– Как вам удается заставить людей делиться с вами тем, чего они не рассказали другим?

– Ну, во-первых, я сторонник того, что с человеком нужно разговаривать ДОЛГО. Героя нужно расположить к себе, для этого нужно время… Бывало, что разговор затягивался у меня и на пять часов. Самые главные, острые вопросы лучше оставить на конец разговора. Не стоит задавать неприятные человеку вопросы от себя – лучше использовать формулировку, типа: «вот ваши оппоненты могли бы вам возразить, что…».

– Вы можете назвать топ-5 СМИ в России?

– На мой взгляд, такая форма жизнедеятельности журналистики, как СМИ, сейчас уже не самая главная. По крайней мере из СМИ общего интереса нет, пожалуй, ни одного, которое бы у меня прямо вызывало восторг. Но иногда я открываю журналы или захожу на сайты. Например, люблю читать «Эксперт» – у них есть довольно таки серьёзная экспертиза по экономике, по бизнесу и у них есть довольно четкая позиция на рынке. Новости часто смотрю на РИА и Meduza – всегда делая поправку на то, правда где-то посередине.

Ксения Собчак недавно взяла интервью у Скопинского маньяка. Как Вы относитесь к этому и смогли бы Вы взять интервью у такой личности?

– Я сам брал интервью у людей, отбывающих наказание в тюрьмах для пожизненно осужденных. Но когда общаешься с маньяками и террористами в тюрьме, они не вызывают жалость. Что же касается истории с Ксенией Собчак, мне кажется ее «герой» ее переиграл… Делать хайп на таких темах – это просто играть на поле этих людей.

Мастер-класс организован преподавателем отделения продюсирования и культурной политики Юлией Евгеньевной Будинас.

Материал подготовила Ксения Белякова,
студентка группы ОБ 2028 программы бакалавриата
«Продюсирование и культурная политика» ИГСУ РАНХиГС

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться