Зимняя школа «Социология города и урбанистика»
В субботу 14 января состоялся первый модуль «Устойчивое развитие» зимней школы «Социология города и урбанистика». Образовательный проект запущен совместными усилиями факультета государственного и муниципального управления и факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.
Открывая школу, и.о. директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин и заместитель директора Высшей школы современных социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Гребенюк рассказали о межвузовском коллективе ученых, которые будут работать со слушателями. Это, прежде всего, преподаватели РАНХиГС, МГУ им. Ломоносова, Пермского государственного национального исследовательского университета, Национального исследовательского Томского государственного университета. Заявили об участии в школе студенты и преподаватели РУДН, МПГУ, НИУ ВШЭ, лицея № 623 Санкт-Петербурга.
Специальным гостем модуля стал Владимир Иванов, член-корреспондент РАН, д.э.н., заместитель Президента Российской академии наук, заместитель председателя Бюро Совета по региональной политике РАН. В своей лекции он раскрыл сложные взаимозависимости функционирования и развития человека, природы и общества. Особое внимание было уделено проблеме соответствия культуры и технологий, экологии технологий. Среди факторов, обуславливающих глобальные изменения Владимир Иванов выделил:
- Увеличение объёма доступных результатов фундаментальных исследований, что является прямым следствием развития ИКТ и глобализационных процессов, а также расширение спектра проводимых исследований
- Создание качественно новых технологий, обеспечивающих жизнедеятельность человека, повышающих уровень жизни. При этом подавляющее большинство новых технологий, в том числе ИКТ, являются исключительно результатом человеческой деятельности и в природе не встречаются
- Расширение номенклатуры продукции на базе новейших технологий и увеличение скорости её распространения
- Снижение уровня государственного и общественного контроля над создаваемыми технологиями и выпускаемой продукцией, что создаёт условия для создания и распространения технологий и продукции, обеспечивающих высокую прибыль, но являющихся потенциально опасными, а в ряде случаев, оказывающих негативное влияние на развитие человека и общества в целом
Продолжил обсуждение темы Игорь Голубченко, к.г.н., директор программы бакалавриата ИГСУ «Управление экосистемами (с углубленным изучением иностранного языка)». Лектор напомнил слушателям о сущности и истории концепции устойчивого развития, раскрыл ключевые понятия, связанные с устойчивостью городов, иллюстрируя их на кейсах Сингапура и Сочи.
Профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного национального исследовательского университета. д.э.н. Елена Третьякова познакомила собравшихся с общими подходами и методиками оценки устойчивого развития. В практической части под руководством Елены Третьяковой участники тренировались в расчетах по двум изученным методикам: определения типа экономической динамики (зеленый, коричневый, черный рост/спад) и факторной модели IPAD в оценке влияния популяционного эффекта, эффекта дохода и технологического эффекта на величину экологической нагрузки. Оценка устойчивости проводилась для регионов и городов России, выбранных самими участниками.
Директор программы магистратуры ИГСУ «Стратегическое управление городом и урбанистика», к.э.н. Ольга Беляева продемонстрировала особенности и этапы ESG-трансформации в региональном и городском управлении на основе анализа соответствующих правовых актов и документов стратегического планирования.
Подводя итоги дня, директор и научный руководитель программы магистратуры ИГСУ «Государственное стратегическое управление», д.социол.н. Владимир Корнилович подчеркнул: «Выход социально-гуманитарных наук на первый план в обосновании стратегических решений неизбежен и вызван положением человека в созданной им техногенной среде жизнедеятельности. От его осознания реальности, культуры и готовности принять новые технологии будет зависеть характер развития российского общества».
Для участников Зимней школы запланировано еще несколько модулей:
- Пространственное развитие территорий (21 января)
- Социология города (28 января)
- Социологическая практика – производство социологической информации в исследовательских холдингах (9–10 февраля, РАМИР)
- Урбанистика (18 февраля)
По результатам модулей образуются исследовательские команды. В марте – апреле 2023 года они проведут полевой этап социологического исследования в нескольких регионах России. Полученные в ходе исследования эмпирические материалы участники представят на международной конференц-сессии ИГСУ в мае.
Присоединиться к участникам школы можно очно или онлайн.
Егор Золотов
Cтудент программы «Региональная политика и региональное управление (с углубленным изучением иностранных языков)»:
«Формат школы оказался удачным – лекции и практики укладываются в наши научные интересы. Это хорошая возможность для студентов погрузиться в теорию и практику управления развитием городов и регионов. В Академии были заданы траектории выездных исследований, и надеюсь, я получу много новых знаний и опыт полевой работы».
Татьяна Крейденко
Доцент РУДН:
«Каждый модуль школы мог бы стать отдельным полноценным научно-практическим мероприятием. Организаторам удалось не просто привлечь на свою площадку мегапрофессионалов в конкретной области, но и построить занятия таким образом, чтобы можно было оценить актуальность исследуемых вопросов не через характеристику – «модно об этом рассуждать, поэтому и мы с вами поговорим», а через призму – реальности обсуждаемых проблем, практических подходов, конкретных решений. Огромный интерес вызвал доклад Владимира Викторовича Иванова не только с точки зрения идей, но и с точки зрения комплексности, глубины представленной информации, метапредметности, новых подходов не только в изучении, но и осмыслении процессов устойчивого развития. Очень конструктивно и продуктивно прошла работа на практико-ориентированных занятиях: была представлена возможность не только познакомиться с методикой оценки устойчивого развития, но и поучаствовать непосредственно в расчетах и интерпретации полученных результатов, а также получить ответы на свои вопросы. В целом, первый день работы школы дал не только новую информацию, но и новые направления в собственной работе, подтолкнул к переосмыслению подходов в своей профессиональной деятельности».
Наталья Роготень
Доцент МПГУ:
«Коллеги из Института государственной службы и управления РАНХиГС предоставили возможность актуализировать свои знания в области теории и практики реализации концепции устойчивого развития. Понравился баланс теоретической и практической части – анализ по рассмотренным методикам направленности развития и соотнесенности экономического роста с экологическим вкладом региона. Уверена, что осмысление таких зависимостей поможет магистрантам в написании научно-исследовательских работ».
Юрий Филимонов
Студент 1 курса программы магистратуры «Стратегическое управление городом и урбанистика» ИГСУ
«Первый день Зимней школы подарил нам уникальные знания, навыки по специализации и огромное количество приятных эмоций! Конечно же, в первую очередь, стоит отметить работу спикеров и модераторов, которые приложили много усилий и знаний для того, чтобы мероприятие запомнилось надолго. Мы решали практические кейсы, задействованные в государственных структурах регионов России: как исчислять показатели в области экологии и их влияние на валовый региональный продукт, как использовать полученный коэффициент, как применять метод-анализ на примере зарубежных государств, как составить график приоритетов социальных и экономических решений по региону. Рассказать об уникальном и важном мероприятии в одном комментарии невозможно! Необходимо личное участие, чтобы по-настоящему ощутить профессионализм и компетентность спикеров, а затем применять полученные навыки в реальной жизни. Убежден, что такой подход способен вырастить специалистов, способных отвечать на предстоящие вызовы не только теорией, но и практикой».
Ольга Вилесова
Студентка 1 курса магистратуры историко-политологического факультета Пермского государственного университета (ПГНИУ)
«Модуль «Устойчивое развитие» был насыщенным и информативным. С акцентом на экологию города и трансформацию среды обитания в зависимости от развития технологий, устойчивое развитие городов и возникающие городские проблемы. На практических занятиях рассмотрели ESG-повестку на региональном и муниципальных уровнях. Нас познакомили с некоторыми методами оценки устойчивого развития территорий, некоторые модели мы подробно разобрали на примере выбранных регионов.
Лично мне понравился фокус внимания на экологической составляющей городской среды. Развитие территорий, применение технологий и повышение уровня культуры общества должно происходить гармонично, не нарушая законов природы. Нужно четкое осознание негативных последствий антропогенной деятельности для окружающей среды.
Мы рассмотрели, как взаимосвязь человека и природы трансформировалась в периоды технических революций, при этом важность экологического фактора для устойчивого развития территорий и повышения качества жизни общества осталась неизменной.
Хотела бы выразить огромную благодарность организаторам и лекторам Зимней школы «Социология города и урбанистика». Модуль получился интересным и живым, теория и практика хорошо дополняли друг друга».
Роман Чернышев
Студент 1 курса программы магистратуры «Стратегическое управление городом и урбанистика» ИГСУ
«Лично для меня участие в Зимней школе – выдающееся событие. Спикеры первого модуля, несмотря на различное восприятие темы, сумели разжечь у слушателей исследовательский интерес и твердое решение пройти все модули до конца. Восторг, который пришел уже постфактум, вызвало выступление профессора Пермского государственного университета Елены Третьяковой. Она предложила ряд интересных математических моделей, полезность которых я осознал спустя несколько дней».
Ольга Аничкина
Cтудентка программы ИГСУ «Региональная политика и региональное управление (с углубленным изучением иностранных языков)»:
«На первом занятии Зимней школы мы под другим углом рассмотрели понятие «экология города», обсуждали ESG-принципы в управлении городами. Член-корреспондент РАН Владимир Иванов прочитал важную лекцию и подискутировал с участниками о взаимодействии человека, природы и технологий, чем вызвал неподдельный интерес к данной теме. Тему устойчивого развития продолжил преподаватель ИГСУ Игорь Голубченко. Особенно интересно было сравнение кейсов Сингапура и Сочи. Хочу поблагодарить организаторов и участников Зимней школы за освещение актуальных и важных вопросов ESG-повестки в управлении городами».
Никита Антонников
Студент ИГСУ по направлению «Регионоведение России»:
«Хотелось бы выразить благодарность организаторам за возможность участия в занятиях Зимней школы «Социология города и урбанистика», их отзывчивость и понимание. Мероприятие расширяет круг знаний, и полезно как студентам так и специалистам в сфере государственного и муниципального управления. Важно умелое сочетание теоретического материала и увлекательных практических заданий. Особенно хочется отметить взаимодействие с коллегами из других учебных заведений. Считаю опыт участия в занятиях Зимней школы очень позитивным и надеюсь, что дальнейшие мероприятия будут не менее актуальны и успешны! С нетерпением жду следующего рабочего дня с темой «Пространственное развитие территории».
Наталья Андрейченко
Студентка 3 курса ИГСУ по направлению «Регионоведение России»:
«Искренне благодарю организаторов Зимней школы за предоставленную возможность не только собрать мозаику из недостающих деталей научного знания об устойчивом развитии, но и увидеть её целостный образ через усвоение теоретического материала на практике. Благодаря последовательному и доступному изложению лекционного и практического блока профессором Еленой Третьяковой, прояснились методики Виктора и IPAD по оценке устойчивого развития регионов. А кейс по ESG трансформациям регионов, выполняемый в команде, заставил в условиях ограниченного времени обработать большой объем информации, обращая внимание на ключевые моменты. Отрадно, что все эти навыки безусловно пригодятся как в учебной, так и в профессиональной деятельности».
Юлия Красножон
Cтудентка программы ИГСУ «Региональная политика и региональное управление (с углубленным изучением иностранных языков)»:
«На первом занятии школы мы познакомились с методами оценки устойчивого развития. Особенно интересной была практическая часть, когда нас научили соотносить экономический рост с экологическим вкладом региона. Уверена, что это поможет в написании научно-исследовательских работ. Увлекательным было сравнение кейсов Сингапура и Сочи, представленное в ходе лекции Игоря Голубченко, что дало прикладное понимание концепции устойчивого развития. Это запомнилось мне больше всего и пригодится для проектных работ. С нетерпением жду следующих занятий, чтобы подробнее изучить и расширить знания о развитии территорий и урбанистике».