Эксперты ИГСУ РАНХиГС открыли новый проект «Социокультурное проектирование в развитии территорий: музей и его ресурсы» в Рязанской области
В Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина при поддержке Министерства культуры Рязанской области дан старт проекту «Социокультурное проектирование в развитии территорий: музей и его ресурсы», в числе организаторов которых Научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации» и кафедра ЮНЕСКО Института государственной службы и управления (ИГСУ) Президентской Академии совместно с Российским культурологическим обществом. В команду участников вошли около 30 музейных специалистов и проектировщики-практики из Рязанской области, Оренбурга и Калининграда.
Об архитектуре проекта
Августовско-сентябрьский проектный календарь проекта (28–30 августа 2023 года) включил программу деловой части проекта – стратегическую сессию по теме «Государственная региональная политика социокультурного развития территории и задачи Школы музейного лидерства «Константиново», где с установочными докладами выступили директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, кандидат искусствоведения Борис Иогансон и директор НОЦ «Гражданское общество и социальные коммуникации», профессор кафедры ЮНЕСКО ИГСУ РАНХиГС, доктор философских наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ в области культуры Ольга Астафьева.
В образовательный модуль-практикум, где для сотрудников музеев и учреждений культуры из разных регионов России прошли обучающие семинары, включились эксперты – кандидат исторических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО ИГСУ РАНХиГС Ирина Чувилова, кандидат социологических наук, эксперт НОЦ, ученый секретарь ФИПС Светлана Горушкина; кандидат психологических наук, директор АНО «Центр современного искусства «Терция» Анастасия Гетманенко, а также – доктор философских наук, профессор культурологии, руководитель центра социокультурных инноваций Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Александр Соловьев; доктор культурологии, директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств, заслуженный работник культуры РФ Юрий Комлев и другие эксперты.
В течение двух дней работы были прочитаны лекции и проведены занятия по темам: «Культурное наследие и творческие индустрии как ресурс развития социокультурной среды российской провинции» (О.Н. Астафьева), «Основные тенденции и направления развития музейного мира» (И.В. Чувилова), «Формирование проектных команд и организационные основы социокультурного проектирования» (А.О. Гетманенко), «Грантовые ресурсы для проектной деятельности. Интеллектуальная собственность проекта» (С.Н. Горушкина) и др.
Цели создания Школы музейного лидерства «Константиново» в Музее-заповеднике Сергея Есенина
На вопрос об интересе экспертов Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС к регионам России, можно ответить так: «Российская провинция формирует сегодня особое смысловое пространство – и это еще не центр, но уже и не периферия. Это особая социокультурная территория, имеющая локальную уникальность и неповторимость, открытая для творчества и инноваций». Поэтому новый комплексный проект «Социокультурное проектирование в развитии территорий: музей и его ресурсы» одной из центральных задач поставил создание Школы музейного лидерства «Константиново».
Существует четыре важных фактора в пользу создания и выбора формата для Школы музейного лидерства в Рязанской области – проектной лаборатории, ориентирующей участников на новые модели достижения профессиональных целей повышения качества культурной среды и личных творческих достижений.
Первый фактор – это потребность руководителей учреждения культуры в освоении технологии социокультурного проектирования – одного из инновационных подходов к реализации эффективной политики территориального развития и мощного ресурса конкурентоспособности региона. Само обращение музейного сообщества к инструментам социокультурного проектирования выступает показателем готовности учреждений культуры к работе с местным населением и направленности на укрепление гражданского общества. Это позволяет рассматривать музеи в широком контексте стратегии региональной культурной политики Рязанской области.
Музейные учреждения сегодня – это центры развития, которые несмотря на отраслевые проблемы (ресурсные, инфраструктурные, финансовые, кадровые) выступают местами притяжения самых разных групп населения, имеющих различные культурные потребности.
Второй фактор – это всевозрастающие потребности музейного сообщества в трансляции и распространении опыта социокультурного проектирования и практик обучающих проектных школ и лабораторий, стимулирующих включение и внедрение культурологических технологий и культурно-ландшафтного подхода в свою деятельность. Вместе с коллегами из Российского культурологического общества мы поделились своим опытом реализации проектов – проектная Школа Культурного форума регионов России (в следующем году отметим 10-летний юбилей), Крымская музеологическая школа «Museum studiо» (действует в Коктебеле с 2016 г.).
Специально подчеркнем, что созданию Школы музейного лидерства «Константиново» способствовала практика успешного социокультурного проектирования, разработанная в магистерской программе «Управление в сфере культуры, образования и науки» в ИГСУ РАНХиГС, выпускники которой неоднократно становились победителями грантовых конкурсов в различных российских фондах.
Третий фактор – это освоение опыта командной работы и понимания механизмов мотивации и сотрудничества. В этом вопросе нами был применен опыт подготовки кадров государственного и муниципального управления и социокультурного проектирования, отточенный в магистерской программе «Управление в сфере культуры, образования и науки» ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. Эксперт НОЦ Светлана Горушкина, кандидат социологических наук, заслуженный работник культуры РФ и Анастасия Гетманенко, кандидат психологических наук, выпускница программы, помогли раскрыть технологии использования ресурсов и управления рисками проектов. В итоге, сложились четыре команды, состоящие из наделенных лидерскими чертами участников из разных музейных учреждений, предложивших проектные идеи для конкурсной программы.
Четвертый фактор – это возможность своими лидерскими качествами обеспечить успех проекту с использованием возможностей музея. Практика успешных конкурсов в нашей стране показывает, что специальные лидерские навыки необходимы руководителю для гибкости действий и ресурсной тактики. И, конечно, высокий уровень модерирование проектной мастерской, которое взяла на себя профессор Ольга Николаевна Астафьева, показал всем участникам, что социокультурное проектирование – это гуманитарно-технологическая деятельность, где без особого коммуникативного таланта не добиться позитивного результата.
Творческое мышление и воображение – способности, отражающие глубинные свойства руководителей проекта к созданию оригинальных идей и принятию нестандартных решений, гарантирующих успех в разрешении проблем.
Перспектива Школы музейного лидерства «Константиново»
Перспектива Школы музейного лидерства «Константиново» – конкурс социокультурных проектов, Научно-практическая конференция и праздник «Есениновские дни» (28 сентября – 1 октября).
Каждый музей уникален сам по себе, но при этом на каждой территории – особенно небольших городских поселениях – много типологически похожих ситуаций, которые предстоит изменить. И главная задача, которую предложили решить участникам проектной мастерской Школы музейного лидерства – найти образные и функциональные акценты, освоить технологический инструментарий и предложить свой уникальный подход к обновлению культурно-эстетической среды.
В процессе комплексной работы августовской сессии Школы обсуждались разные проектные идеи и затем участники выбрали четыре проектные идеи, которые в течение месяца самостоятельно доработают до конкурсной презентации. Они представят их 28 – 30 сентября 2023 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Роль музеев в территориальном развитии», которая станет ежегодной профессиональной творческой лабораторией инновационных методов и технологий. Члены Российского культурологического общества и представители музейного сообщества из разных регионов России получат возможность представлять свои научные идеи и проектные разработки. Для участия в заседаниях конференции можно будет подключиться в режиме онлайн.
Кульминацией проекта «Социокультурное проектирование в развитии территорий: музей и его ресурсы» станет праздник поэзии – фестиваль «Есенинские дни» на территории Музея-заповедника С.А. Есенина, когда 30 сентября – 1 октября на берегу Оки будут звучать стихи великого поэта и песни, которые исполнят профессиональные артисты, любители и почитатели есенинской поэзии. Состоится большой праздничный концерт.
И маленькая точка на карте России, где родился и вырос талантливый русский поэт Сергей Есенин, – провинциальное село Константиново – поразит масштабностью событий и неповторимостью встреч…
Информация о Школе музейного лидерства «Константиново»
- https://www.museum-esenin.ru/meropriyatiya/shkola-muzejnogo-liderstva-%C2%ABkonstantinovo%C2%BB
- https://vk.com/wall-30837677_10333
- https://www.culture.ru/events/3258575/shkola-muzeinogo-liderstva-konstantinovo
- https://ryazan.gov.ru/news/ryazan/1446102/
- https://musrzn.ru/personal/museum_reserve/esenin/news/detal/8897
- https://rv-ryazan.ru/v-ryazanskoj-oblasti-otkrylas-shkola-muzejnogo-liderstva-konstantinovo/
- https://rcsociety.ru/meropriyatia/proekt-sociokulturnoe-proektirova/
- https://vk.com/public220097443?z=photo-220097443_457239243%2Falbum-220097443_00%2Frev
- https://vk.com/public220097443?w=wall-220097443_93
- https://nash-ryazhsk.ru/?module=articles&action=view&id=8259
- https://ok.ru/muzey.kec/topic/155582710176678
- https://xn--80aeeqaabljrdbg6a3ahhcl4ay9hsa.xn--p1ai/public/application/item?id=309aabdb-0995-4522-83df-8f4fd44cb33a
- http://ryazankreml.ru/news/?2094
- https://vk.com/public220097443?w=wall-220097443_95
- https://vk.com/public220097443
- http://sapojokmuseum.ucoz.ru/news/shkola_muzejnogo_lidera_konstantinovo/2023-08-28-165